Паркоматы съедают монетки, а алматинцы листовками заклеивают номера - итоги запуска платной парковки
Первая платная парковка за две недели работы столкнулась с первыми трудностями.Директор по информационным технологиям "Алматы Паркинг" Роман Налепов подвёл итоги двух первых недель с момента запуска платной парковки, которая начала работать 21 июня в районе Зелёного базара по улице Зенкова от Макатаева до Жибек Жолы.
Хорошая тенденция, которую наблюдает руководство, заключается в том, что оборачиваемость мест достигла показателя 1:10 (за день на одном месте по очереди паркуется 10 машин), в то время как в Москве высоким показателем считается 1:4.
Произошло это благодаря тому, что парковку, как и ожидалось, покинули сотрудники кондитерской фабрики "Рахат". Плохо то, что далеко они не переместились - машины работников фабрики теперь стоят чуть выше по Зенкова. Именно поэтому необходимо как можно быстрее расширять зону платной парковки, чтобы добиться эффективной очистки города, и вскоре парковку продлят вверх, отметил Роман Налепов.
С момента запуска сотрудники ДВД составили 37 административных протоколов и провели 6 эвакуаций неправильно припаркованных машин. А в общем, каждый день порядка 90 машин нарушают правила платной парковки - среди них большой процент тех, кто превысил оплаченное время или вовсе заплатил всю сумму позже.
"Пока мы работаем в режиме максимальной лояльности. Сначала нужно сократить процент таких нарушений, а уже после что-то предъявлять. На парковке предоплатная система, поэтому нужно стараться прогнозировать своё время", - пояснил Налепов.
Для тех, кто ничего прогнозировать не хочет, существуют удобные способы электронной оплаты - мобильное приложение, пока доступное только в Google Play, сайт, полностью дублирующий все функции приложения и доступный с любого браузера, и SMS. С последним возникли проблемы, связанные с сотовыми операторами. Технические специалисты парковочного сервиса обещают решить их в ближайшее время. По задумке, водитель может отправить бесплатное сообщение с номером машины на короткий номер по приезде и отъезде с парковки, со счёта на телефоне снимется соответствующая сумма.
Мобильное приложение скачали пока только 30 пользователей. Здесь с проблемой столкнулись абоненты Tele2 и Altel - пин-коды для регистрации в системе не приходят на мобильный телефон. Банковские карты, которые без проблем принимает паркомат, тоже не пользуются популярностью среди водителей на Зелёном базаре. Ожидается, что, когда платные парковки появятся возле бизнес-центров, этот процент возрастёт. А пока 99% водителей оплачивают парковку наличными.
Жалуются алматинцы и на то, что сдачу паркомат не даёт, приводя в пример терминалы в том же Esentai Mall, которые эту функцию поддерживают.
"Паркоматы работают на солнечных батареях, нет возможности сортировать монеты, если добавлять функцию выдачи сдачи, батареи просто сядут за короткое время, а проводить к ним электричество - весьма дорогостоящая задача. Стоимость одного паркомата - около 6 тысяч долларов, выдающего сдачу - уже более 30 тысяч евро. Любой проект всё-таки должен быть экономически эффективен", - объяснил Роман Налепов.
Функцию паркомата также полностью дублирует QIWI-терминал, сдачу он тоже не выдаёт, но здесь хотя бы есть возможность оставшиеся средства перенаправить на что-нибудь другое. Когда "Алматы Паркинг" договорится с QIWI об оплате через приложение QIWI-кошелёк, по сути будут два мобильных приложения, позволяющих платить ровно столько, сколько водитель простоял на парковке.
Всего через паковочную зону за 2 недели прошли пять тысяч автомобилей, среднее время нахождения на парковке - 30-60 минут. Первооткрыватели системы иногда сталкивались с тем, что паркомат "зажёвывал" монетки, не выдавая чек. Если вбрасывать сразу две монеты, их может заклинить. Паркоматы регулярно инкассируются, и видна разница между тем, сколько денег должно быть внутри согласно базе и реальной суммой. Лишние монетки, которые проглотил прожорливый паркомат, вернут водителям. В данный момент прорабатывается удобная система возврата, чтобы не гонять людей через весь город из-за 50 тенге. Монеты определённых годов выпуска также отвергались системой. Паркоматы были откалиброваны, чтоб этот недостаток устранить.
Иногда оплату невозможно было произвести из-за перегруженности сотовых операторов - информация с паркоматов отправляется сразу по нескольким направлениям, в том числе и в налоговую. Сократив объёмы данных, эту техническую проблему удалось устранить.
На все вопросы отвечают в call-центре. Помочь советом готовы и переквалифицированные в инспекторов бывшие "люди в зелёных жилетах". Правда, их жилеты теперь стали жёлтыми, а обязанности - другими. Точнее, осталась одна обязанность - фотографировать госномер и обзорный вид специальным планшетом стоимостью 6 тысяч долларов, который передаёт информацию в базу. Фотографировать лица строго запрещено. Роман Налепов признаётся, что переквалификация парковщиков проходит не всегда эффективно, а иногда невозможна вообще. Пока новые жилеты получили пятеро из 40 официальных сотрудников "Алматы спецтехпаркинг сервис". Один из них, не проработав и пары дней, сбежал вместе с униформой.
Научить парковщиков не хамить людям и уж точно не вымогать деньги оказалось не такой простой задачей. Руководство "Алматы Паркинга" не сомневается, что случаи оплаты парковщикам в карман не искоренены полностью. Однако теперь платить за то, чтобы фотокамера прошла мимо, придётся уже не одному работнику - они постоянно меняются.
"Стандартный показатель каждого инспектора - около 400 снимков в день, так что если инспекторы возьмутся систематически брать деньги себе в карман, это станет заметно. За вымогательство предусмотрена административная ответственность и, естественно, увольнение. Позже мы установим купольную видеокамеру на парковке, чтобы отследить всё происходящее на ней", - отметил директор по информационным технологиям "Алматы Паркинг".
Солнечные батареи, на которых работают паркоматы, отлично проявили себя, отстояли ливни без необходимости замены.
Налепов поделился и маленькой хитростью: приехав на парковку в 18:45, смело можно не платить. С 19 часов вечера начинается бесплатная парковка, а 15 минут стоянки - бесплатные, так что система не зафиксирует нарушения. Если оставить машину на парковке в 18:30, оставшееся время паркомат автоматически перенесёт на утро - режим платной парковки включается в 8 утра.
И без того алматинцы хитрят как могут. В основном, в "Алматы паркинг" не без улыбки следят за тем, как водители используют информационные листовки о правилах парковки - ими заклеивают номерные знаки.
Роман Налепов говорит, что первоочередная задача - не открыть сразу как можно больше парковок, а к концу года научить автолюбителей ими пользоваться. В Москве на это ушло 2 года. В "Алматы паркинг" верят, что здесь процесс пойдёт быстрее, хотя бы потому, что в российской столице не было возможности оплатить парковку наличными - только банковской картой.
Одним из первых паркоматы осмотрел аким города Бауыржан Байбек и остался доволен организацией работы автоматизированной парковки. Это уже третья попытка внедрения системы платных парковок в Алматы.