Универсальное понятие "неприкосновенность частной жизни" и иные дефиниции, вытекающие из него, разрабатывают в Генеральной прокуратуре.

"Межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли сотрудники заинтересованных государственных органов, таких как Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, Комитет национальной безопасности, Верховный суд, Министерство внутренних дел и Министерство юстиции, а также представители научного сообщества, была образована 15 февраля 2018 года по распоряжению генерального прокурора РК", – говорится в официальном сообщении.

Представители общественных организаций и средств массовой информации в этот список не попали.

В Генеральной прокуратуре пояснили, что право на неприкосновенность частной жизни отражено во многих международных актах. Например, во Всеобщей декларации прав человека указано: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Аналогичные положения изложены и Международном пакте о гражданских и политических правах.

Однако чётких определений, что такое "неприкосновенность частной жизни" и иных вытекающих из него дефиниций там нет. Универсальное понятие не даёт и казахстанское законодательство, которое достаточно широко закрепляет гарантии защиты права на частную жизнь.

В данный момент право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства человека гарантирует статья 18 Конституции Республики Казахстан.

Отдельные пункты, затрагивающие этот вопрос, прописаны в следующих законодательных актах:

  • Гражданский кодекс;
  • Уголовный кодекс;
  • Гражданский процессуальный кодекс;
  • Кодекс "Об административных правонарушениях";
  • Кодекс "О браке (супружестве) и семье";
  • Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения";
  • Закон "О персональных данных и их защите";
  • Закон "О доступе к информации";
  • Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан";
  • Закон "О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан";
  • Закон "О государственных секретах";
  • Закон "Об оперативно-розыскной деятельности",
  • Закон "О контрразведывательной деятельности".

Наряду с этим в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года определена задача по улучшению механизмов защиты прав и свобод человека.

"Принимая во внимание многоаспектность рассматриваемого вопроса, сроки работы межведомственной рабочей группы не определены. Нет пока конкретности и в перечне нормативных правовых актов, в которые необходимо будет внести изменения и дополнения, он будет определён по итогам проведённого исследования", – отмечается в ответе на запрос Informburo.kz.

19 июня 2017 года председатель Конституционного совета Игорь Рогов сообщил, что необходимо раскрыть понятие "неприкосновенность частной жизни", на которое неоднократно обращали внимание правоохранительные и специальные государственные органы.

18 ноября 2017 года журналист Асель Джанабаева на Х ежегодном медиакурултае рассказала, что в Казахстане отказываются исключать пропаганду государственной политики, а это односторонняя необъективная информация. И что любой чиновник может подать в суд, если он считает, что в материале раскрывается его семейная тайна, ведь это понятие в Законе "О браке и семье" не раскрыто.

"То есть если я занимаюсь расследованием и хочу написать, чем владеет министр, то писать о его жене я не могу, потому что он может посчитать, что я раскрываю его семейную тайну. В новом законопроекте не прописано, что он должен доказать это. Он может подать в суд, при этом материал должен автоматически сниматься, плюс штраф и моральный ущерб", – подчеркнула Асель Джанабаева.