В пресс-службе Верховного суда РК прокомментировали протест адвокатов против нового нормативного постановления, который якобы ущемляет действия правозащитников. В ответе на официальный запрос informburo.kz сказано, что постановление "полностью соответствует действующему законодательству об адвокатской деятельности и корректно регламентирует вопросы пособничества в преступлении".

В Верховном суде успокаивают адвокатов и объясняют, что нормативное постановление направлено лишь на разъяснение вопросов прикосновенности к преступлению близких родственников, священнослужителей, адвокатов и других лиц.

"Это особая форма причастности к преступлению, которая не является соучастием в совершённом преступлении и не находится с ним в причинной связи, а выражается в умышленном общественно опасном деянии, препятствующем выявлению преступления и изобличению лица, его совершившего. Основными видами прикосновенности к преступлению, за которые Уголовным кодексом РК предусмотрена ответственность, являются заранее необещанное укрывательство коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления (статья 432 УК РК - Авт.) и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершённом особо тяжком преступлении либо достоверно известном готовящемся акте терроризма (статья 434 УК РК - Авт.)", – говорится в этом нормативном постановлении.

Если объяснить просто, отмечают в Верховном суде, то адвокат может попасть под следствие, только если помогает подсудимому организовать преступное деяние или, к примеру, перепрятать улики, чтобы следователи их не обнаружили. Однако и тут существуют свои поправки.

"В соответствии с Конституцией РК и уголовным законом не подлежат уголовной ответственности за недонесение супруг или супруга, близкий родственник лица, совершившего преступление, а также священнослужители за недонесение о преступлениях, совершённых лицами, доверившимися им на исповеди. Лицо не подлежит уголовной ответственности по статье 432 УК РК за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершённого его супругом, супругой или близким родственником", – рассказали в Верховном суде.

В Верховном суде попросили адвокатов Казахстана не волноваться, поскольку все права и полномочия, закрепленные за ними в действующем законодательстве, сохранятся и в нормативном постановлении.

"Адвокат, руководствуясь законодательством, обязан хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи, и не разглашать их без согласия лица, обратившегося за помощью. В этой связи адвокат не может быть привлечён к уголовной ответственности за недонесение о другом совершённом его подзащитным факте преступления, ставшем известном адвокату при оказании юридической помощи", – говорится в сообщении.

Вместе с тем при укрытии преступника, средств и орудий преступления, следов преступления и иных доказательств адвокат несёт ответственность за заранее не обещанное или заранее обещанное укрывательство на общих основаниях.

"В данном случае речь идёт о фактах по преступлениям, ставших известными адвокату вне пределов оказания юридической помощи в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в тех случаях, когда адвокат, узнав о готовящемся со стороны своего подзащитного нового уголовного правонарушения, даёт ему советы или оказывает иную правовую помощь в задуманном, он подлежит ответственности в качестве соучастника деяния, совершённого его подзащитным", – рассказали в Верховном суде РК.

В Верховном суде уверяют: из текста нового постановления чётко следует, что речь идёт не об уже совершенном преступлении, а о новом преступлении, при непосредственном участии адвоката.

Ответили в ВС РК и на обвинения адвокатов в том, почему их обошли стороной и не пригласили, когда разрабатывалось нормативное постановление.

"Работа над постановлением велась в течение четырёх месяцев. Проект был предварительно направлен в областные суды и членам научно-консультативного совета. 11 и 21 октября состоялись обсуждения проекта с участием представителей заинтересованных госорганов и членов научно-консультативного совета – Борчашвили И.Ш., Нуртаева Р.Т., Юрченко Р.Н., Утанова М.А., а также Сулейменовой Г.Ж., адвоката городской алматинской коллегии адвокатов, и Пен С.Г., экс-адвоката, ныне директора высшей школы права КазГЮУ. В ходе редакционной работы над текстом Сулейменова Г.Ж. и Пен С.Г. принимали активное участие, вносили свои предложения в его содержание", – сказано в сообщении.

Доработанный проект 24 ноября 2016 года был размещён на сайте Верховного суда в разделе "Проекты нормативных постановлений Верховного суда" для публичного обсуждения. По нему были получены заключения от Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Конституционного совета, других государственных органов и организаций.

"От адвокатского сообщества предложений и замечаний не поступало. В работе пленарного заседания Верховного суда 22 декабря 2016 года принимали участие представители всех заинтересованных государственных органов и все члены комиссии. Таким образом, разработка постановления и его обсуждение велись гласно, открыто, с учётом мнения и позиции заинтересованных госорганов и членов комиссии", – подытожили в Верховном суде.

Экстренное совещание провели 7 февраля известные казахстанские адвокаты в Алматинской городской коллегии. Адвокат Джохар Утебеков выразил возмущение тем, что адвоката теперь могут привлечь к ответственности "даже за совет подзащитному".