Общественный совет Петропавловска готовит письмо в Сенат с просьбой отметить приказ о повышении тарифа на электроэнергию и провести ревизию всех ТЭЦ страны.

Общественники пришли к выводу, что вызванные карантином финансовые проблемы энергетики хотят переложить на плечи потребителей, а профильное министерство нарушает свои же приказы.

Член общественного совета Жасулан Ахметов напомнил, что с 1 июля 2020 года повышены предельные тарифы на электроэнергию, хотя ещё в 2018 году приказом министра был утверждён семилетний предельный тариф, который должен был действовать с 2019 до 2025 год включительно. А в конце 2018 года вице-министр энергетики Сунгат Есимханов заявлял, что с 2019 года цены на электроэнергию снизятся.

"Как понимать такие высказывания, когда с 1 января 2020 года тариф подняли на 14,7%, а теперь ещё в среднем на 16%? Мы не знаем, каким образом будут складываться цены на теплоэнергию, товары, продукты, потому что следом идёт инфляция. К нам обращаются представители МСБ, обеспокоенные предстоящим ростом цен на все товары и услуги", сказал Жасулан Ахметов на заседании общественного совета.

Энергетики поясняют повышение тарифа тем, что необходимо проводить техническое перевооружение ТЭЦ-2 и основных средств, увеличением затрат на уголь. Но общественники приводят цифры, доказывающие, что в СКО это не первоочередная проблема.

Читайте также: Предельные тарифы энергопроизводящих организаций увеличатся в среднем на 16% с 1 июля 2020 года

Так, ежегодно около 800 млн тенге тратится на перевооружение ТЭЦ-2 и руководители группы компаний АО "Севказэнерго" говорили в отчётах, что на 70% мощности станции уже обновили за последние годы. К тому же в регионе нет дефицита электроэнергии. Наоборот – более трети нужного для области объёма, а это более 1 млрд кВтч, продаётся потребителям из соседних регионов. А затраты нужно тщательно проанализировать и провести оптимизацию.

Кроме того, общественники считают, что у энергетиков достаточно резервов, для того чтобы пересмотреть свои расходы и не повышать тариф.

"Это раздутые штаты, увеличенные в 10-20 раз по сравнению с советскими временами, всевозможные дочерние предприятия, которые работают на всю эту систему, излишние машины и механизмы. Инвестпрограмма должна соответствовать требованиям необходимости, она выполняется не для получения сверхприбыли, а для обеспечения поддержания мощностей на нормальном уровне. А инвестпрограмма тоже ложится нагрузкой на тариф, то есть сегодня энергетики свои проблемы хотят переложить на плечи потребителей", – говорит Жасулан Ахметов.

Его поддержал другой член общественного совета Александр Казанцев, который привёл следующие цифры: во время карантина из-за вынужденного простоя многих предприятий объём транспортировки электроэнергии юридическими лицами снизился по сравнению с первым полугодием 2019 года на 56,3 кВт/час, АО "Северо-Казахстанская распределительная электрокомпания" недополучило 230 млн тенге доходов. При этом сокращений расходов на предприятии не отмечается.

"Получается так: чем меньше потребление, тем больше тарифы. Они по СКО для юридических лиц к уровню 2014 года выросли на 61% – с 13,17 до 21,2 тенге за киловатт. А инфляция за эти годы выросла лишь на 47,41%. Тогда как в период пандемии многие страны заморозили рост всяких тарифов и ввели многие социальные программы для поддержки населения, у нас всё наоборот: в сравнении с 2019 годом тариф для юрлиц по СКО вырос 16,32 до 21,2, то есть на 29,9%", – считает общественник.

Он добавил, что в письме председателю Сената надо не только попросить об отмене приказа, но и поручить Министерству энергетики выяснить, на каких станциях существует предельный износ основных фондов и недостаток по производству электроэнергии.

Ещё один член совета, Павел Афанасьев, отметил, что общественные слушания по вопросу повышения тарифа прошли в режиме онлайн 20 июля, то есть спустя три недели после выхода в свет приказа министра, и уже никак не могли повлиять на ситуацию.

"Этот приказ противоречит всей политике, которую государстве вело до этого. Под долгосрочный тариф бизнес планировал свою работу, а теперь резко подняли тариф, причём всем подряд, не учитывая затрат, рентабельности и износа оборудования каждой конкретной ТЭЦ", – высказался Афанасьев.

Присутствовавший на совете заместитель руководителя департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции СКО Мурат Куанышев не мог комментировать приказы министра, но рассказал о том, как его ведомству удалось слегка укротить аппетиты энергетиков.

"Согласно приказу министра, повышение предельной цены на ТЭЦ-2 АО "Севказэнерго" составило 25% – с 6,7 до 8,38. В соответствии с этим АО "Севказэнергосбыт" представило заявку о повышении тарифа в среднем на 12%, с 14,21 до 15,89 с вводом с 1 августа. Департамент ждал заключения на повышение в среднем на 8%, в том числе для населения на 5%, для юридических лиц – на 7%, для бюджетных организаций – на 18%", – сообщил Куанышев.

Общественникам такого ответа оказалось недостаточно, и они намерены уже в ближайшее время отправить письмо в Сенат.