Директор Фонда "Добровольное общество "Милосердие" Аружан Саин, председатель совета Общественного объединения по защите прав детей и родителей "Қамкорлық" Евгений Цай и директор астанинского Центра временного проживания "Комек" Анна Рыль выразили свою позицию по ситуации с усыновлением иностранцами казахстанских детей.

"Моё личное мнение: не важно вообще, на каком языке ребёнок говорит. Самое важное, чтобы у него была семья, чтобы у него была возможность жить в хороших условиях, где ребёнка окружают заботой и любовью. И если такая семья не нашлась внутри Казахстана, но при этом эта семья живёт в другой стране, я не думаю, что кто-то должен препятствовать этому", - выразила свою позицию Аружан Саин. 

Аружан Саин также считает, что раз Казахстан ратифицировал конвенцию ООН по правам ребёнка и Гаагскую конвенцию, то страна должна дать возможность иностранцам усыновлять казахстанских детей. 

"Согласно этим конвенциям страна, которая ратифицировала эти документы, должна быть открытой, в том числе и для международного усыновления. Насколько у нас в Казахстане эти процедуры проходят прозрачно, в рамках закона? Это уже другой вопрос. Но отказаться от международного усыновления мы можем только выйдя из этих конвенций", - пояснила она. 

"К сожалению, почему-то такое дикое возмущение в обществе вызывают ситуации, связанные с какими-то преступлениями против детей за границей, но подобные случаи могут возникнуть в любой стране и у нас в стране тоже. Биологические родители очень часто совершают преступления против своих кровных детей, и я думаю, нельзя говорить о том, что преступление в отношении усыновлённого ребёнка – это хуже и страшнее преступления по отношению к кровному ребёнку. Поэтому делать из этого какой-то политический окрас, призывать к запрету на усыновление казахстанцев иностранными гражданами, я считаю, неправильно. Но при этом, я считаю, что усыновление наших детей за границу должно быть прозрачным и открытым", - добавила Аружан Саин.  

По мнению Аружан Саин, в Казахстане существует главная проблема: нет общей базы, куда бы смог зайти любой казахстанец и ознакомиться с неконфиденциальной информацией по всем детям, которым нужны родители. 

"Информация о детях закрыта. Допустим, ребёнок находится в Шымкенте, а потенциальные родители живут в Астане. Или ребёнок живет в Усть-Каменогорске, а усыновить его могли бы алматинцы. Потенциальный родитель не знает, что где-то есть ребёнок, которого можно взять в свою семью. И тогда этого ребёнка могли бы усыновить наши граждане, но так как они об этом ребёнке не знали и узнать не могли, ребёнок остаётся в детдоме. Тем временем иностранные потенциальные родители могут получить информацию по детям в Казахстане через агентства международного усыновления. То есть в Казахстане нет общей базы, куда может зайти любой казахстанец и ознакомиться с информацией по всем детям, которым нужны родители", - пояснила она. 

Отмечается, что Фондом "Добровольное общество "Милосердие" был создан сайт usynovite.kz, где имеются данные детей-сирот, но это всего лишь малая часть детей, которые сейчас находятся в детдоме. 

"Мы пытаемся вывести в прозрачную среду учёт детей и размещать на сайте информацию о каждом ребёнке, нуждающемся в семье, в неконфиденциальной её части.  Это фотография ребёнка, его имя, год рождения и краткая характеристика. Этих данных вполне достаточно, для того чтобы потенциальные родители или опекуны получили информацию о ребёнке и приняли какое-то решение", - говорит Аружан Саин.

Однако, по словам директора Фонда "Милосердие", им уже год не предоставляют анкеты детей-сирот. Причина, по словам Аружан Саин, в смене руководства в Комитете по охране прав детей.

"Кроме этого мы более 10 лет предлагали депутатам Мажилиса Парламента РК внести ряд поправок в Кодекс РК "О браке и семье" – об открытом банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Мажилис распустился. К сожалению, это предложение в законопроект, который сейчас находится в Сенате, не вошло. Мы считаем, что лучше вообще не принимать никаких поправок в Кодекс РК "О браке и семье". Это всё равно не будет решением проблемы", - считает Аружан Саин.

Похожего мнения придерживается и председатель совета Общественного объединения по защите прав детей и родителей "Қамкорлық" Евгений Цай. Однако он считает, что прежде чем отдать ребёнка-сироту иностранной семье, нужно искоренить коррупцию в стране. По его мнению, за деньги госслужащие могут закрыть глаза на многие вещи. Также он считает, что контроль за усыновлёнными детьми за рубежом должны осуществлять не государственные служащие, а общественные объединения.

"Для соблюдения контроля над иностранными гражданами нужно подключать более-менее нравственных людей, а это общественность. Ни в коем случае не должны быть государственные органы, потому что они, в первую очередь, коррупционеры (..). На сегодняшний момент при той коррупции в Казахстане, которая сейчас существует, при такой системе образования, где материальная сторона превыше всего, осуществляется процесс передачи детей за рубеж. Я думаю, это только для того, чтобы кто-то что-то "поимел" для себя" (...). Если бы госорганы и частные структуры желали помочь детям-сиротам, давно бы сели и разработали систему, как надо осуществлять контроль за рубежом. А получилось так, что те средства, которые иностранцы отдают за ребёнка, а это большие суммы, оседают в карманах государственных чиновников, которые занимаются этим", - высказался общественник. 

Кроме того, по его мнению, затраты на контроль казахстанских детей за рубежом должны быть возмещены приёмными родителями. 

"Как только мы отдали ребёнка иностранной семье, мы снимаем с себя ответственность, а если с ними что-то происходит, мы начинаем кричать, возмущаться, предлагать какие-то нелепые запреты. Необходимо в полной мере разработать систему, при которой Казахстан мог бы в течение многих лет осуществлять контроль: как наши дети живут за рубежом. То есть нужно заключить определённое соглашение о том, что казахстанские представители выезжают за рубеж и смотрят, как проживают наши дети. Всё это должно осуществляться за счёт иностранцев, которые усыновляют в Казахстане детей. Таким образом потенциальные родители должны понимать, что усыновить у нас ребёнка – это не только большая ответственность и контроль, но и материально затратно", - заявил Евгений Цай. 

Руководитель кризисного центра "Комек" Анна Рыль также высказалась по поводу того, нужно ли разрешать иностранцам усыновлять казахстанских детей. 

"Я думаю, что не нужно закрывать доступ к детям иностранным гражданам, потому что иногда у ребёнка, которого не усыновили на Родине, может появиться шанс обрести семью в другой стране. Просто такие люди должны проходить тщательную проверку. Ведь подобный факт, как в США, может произойти и в нашей стране. Должен быть контроль за усыновлёнными детьми, как внутри страны, так и за рубежом", - считает директор астанинского Центра временного проживания "Комек" Анна Рыль.

"Наша организация занимается документированием неблагополучных детей, и у нас много родителей, которые не исполняют своих обязанностей. Мы очень много выявляем семей, где родители злоупотребляют алкоголем, супруги поднимают руку на жену, бросают детей и т.д. В то же время, есть очень много замечательных семей, которые готовы усыновить ребёнка внутри страны, но для этого им нужно собрать большое количество справок. Я думаю, что для усыновителей внутри страны должно быть в два раза меньше бумажной волокиты", -  подняла еще одну важную проблему Анна Рыль.

Кроме этого, по словам Анны Рыль, в Казахстане необходимо создать хорошую поддержку для опекунов.

"Например, у нас в центре есть детки, у которых умерла мама. Их дядя хотел бы стать опекуном, но у него самого двое детей. В итоге, получается, в маленькой квартире пятеро детей. Так как он единственный кормилец в семье, ему тяжело содержать такую большую семью на одну зарплату", - привела живой пример Анна Рыль. 

Напомним, 26 февраля житель Белфэйра в штате Вашингтон Дэвид Кэмпбелл застрелил свою жену Лану Карлсон и двоих её детей. После чего мужчина выстрелил в себя. Погибшие 18-летний Тори и 16-летний Куин были усыновлёнными детьми. 29 февраля подтвердилась информация о том, что убитые в США дети были действительно усыновлены в нашей Республике, из дома ребёнка в Акмолинской области. Министерство образования и науки РК сообщило, что дети были усыновлены в 2002 году в возрасте трёх и пяти лет. 

Их имена при рождении Коктиев Тимур Даниярович, 1997 года рождения, и Абрахманов Дамир Дулатович, 1999 года рождения (после усыновления – Карлсон Тори Тимур и Карлсон Куинн Дамир). Мальчики были уроженцами города Кокшетау Акмолинской области и являлись воспитанниками Дома ребёнка города Щучинска.