Суд приговорил 53-летнего жителя города Талгар Алматинской области Ниязбека Жумадилова к четырём годам колонии особого режима за хранение и перевозку наркотиков в особо крупном размере (1 грамм героина).

Родственники заявляют: осуждённый никак не был связан с наркотрафиком. Адвокаты наблюдают учащение случаев умышленного подбрасывания наркотичеких средств невиновным лицам.

"Я знаю, что моего мужа подставили, – говорит супруга осуждённого Эльвира. – Ниязбек вышел на свободу в ноябре 2014 года. Он отсидел 11 лет за похищение человека. Мы не стыдимся об этом говорить, своё наказание он полностью отбыл. Но почему он должен переживать это всё по второму кругу?" – недоумевает женщина.

Брат Ниязбека Адиль рассказывает, что спустя полтора года после освобождения, к нему пришли сотрудники Талгарского РОВД и в открытую заявили, что Жумадилов якобы был членом ОПГ (хотя это ему никогда не инкриминировали), поэтому на свободе по негласному указанию он так долго находиться не может.

С марта 2016 года за Ниязбеком Жумадиловым началась слежка. В июне произошло так называемое задержание с поличным.

"Оперативное видео начинается с того, что мой подзащитный уже лежит избитый с наручниками за спиной и собственной майкой на голове. Ему сломали ребро. Он на записи говорит: "У меня ничего не было. Вы же сами знаете. Зачем вы это подложили?" Почему при задержании они не включили камеру ещё в машине, тогда бы не было никаких вопросов", – говорит адвокат осужденного Рена Керимова.

Второй его адвокат Елена Жигалёнок отмечает, что обвинение строится, по сути, только на показаниях двух понятых, которые не владеют русским языком. Один из них, как позже выяснилось, житель Узынагаша, второй – Каскелена.

"Говорят, что искали в Талгаре работу, что само по себе абсурдно, когда весь Талгар на заработки едет в Алматы. Есть все основания полагать, что эти двое понятых – заинтересованные лица. В суде обвинитель сам утверждает, что на месте задержания собрались десятки жителей Талгара. Непонятно, что мешало пригласить понятых из местных", – добавила адвокат.

Жумадилову отказали в экспертизе на предмет нанесения ему побоев. Процесс был открытым, но журналистам в зале судья присутствовать запретил.

"Приходили, предлагали заплатить, чтобы разбирательство прекратить. Назвали непомерную сумму, мы были в шоке от их наглости", – вспоминает супруга Жумадилова.

Адвокат Айман Умарова рассказала, что похожий случай произошёл недавно в Енбикшиказахском районе той же Алматинской области. Она призывает Генпрокуратуру разобраться со вторичным оборотом наркотических веществ.

"Раз наркотики подбрасывают, значит, их не уничтожают при изъятии, или налажена нелегальная поставка. Необходимо в первую очередь обратить внимание на проблему источника. Генпрокуратура должна установить, откуда вещество берётся. Героин выбирают по простой причине – всего грамм считается особо крупным размером", – прокомментировала ситуацию Умарова.

"Мы думали, это проблема 90-х годов. А теперь все жители Талгара насторожились, потому что нет никакой гарантии, что также не засудят любого из них", – сказала Рена Керимова.

Апелляционная коллегия рассмотрит дело Ниязбека Жумадилова 8 февраля в Талдыкоргане.

В конце 2016 года Майра Рысманова из города Шу совершила самоподжог, потеряв надежду на оправдание своего сына. Ербол Ахметов вышел на свободу после отбытого срока за хранение оружия, а уже спустя месяц, по словам родственников, на улице ему подкинули 3 грамма героина.