Нигматулин: Госзакупки из одного источника – как договорные матчи в футболе
Спикер Мажилиса назвал закупки из одного источника одним из самых больных вопросов в сфере госзакупок.Спикер Мажилиса сравнил госзакупки из одного источника с договорными матчами в футболе, где результаты предопределены. Такую аналогию Нурлан Нигматулин привёл на пленарном заседании Мажилиса, обсуждая законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигоссектора".
По словам председателя Мажилиса закупки из одного источника – это самый больной вопрос в сфере госзакупок. Именно здесь выявляют огромное количество коррупционных правонарушений.
"Всех неугодных поставщиков просто отсеивают за несоответствие квалификационным требованиям. Объявляют конкурс несостоявшимся, а потом заключают договор с одним из поставщиков, с кем уже заранее договорились. У нас закупки из одного источника стали как договорные матчи в футболе, где результаты предопределены. Где у нас тогда конкуренция, прозрачность, открытость госзакупок?" – возмутился он.
К примеру, в Атырау городской отдел строительства отклонил заявки 11 из 12 участников конкурса и заключил договор способом из одного источника с ТОО "Курылыс инвест групп" на строительство объекта на сумму в 1,2 млрд тенге. При этом заявки других участников были отклонены по причине отсутствия документа об образовании у одного из работников.
"Прокуратура выяснила, что речь шла о разнорабочих, которым и не нужно было иметь высшее и специальное образование. Но у одной компании это условие было выполнено – он и стал победителем. Такие хитросплетения на каждом шагу. Если брать начало 2000-х годов, то до их середины закупки из одного источника были исключением, а сегодня такое повсеместно. В 2016 году способом из одного источника проводилось 50% закупок, в 2017 году – уже более 63%", – подчеркнул председатель Мажилиса.
Нурлан Нигматулин предлагает вернуться к практике "нулевых".
"Не должно быть таких норм, где строитель тех или иных объектов у нас определялся бы не по конкурсу, а назначался акиматом или другим госорганом. Нужно этот недостаток устранить. Нужно законодательно закрепить, чтобы закупки из одного источника опять стали исключением из правил", – подчеркнул он.
Мажилисмены также обратили внимание на норму в законе, согласно которой отечественные поставщики могут получить преимущества. Для этого им достаточно представить документы, подтверждающие соответствие товаров нацстандартам или сертифицированные системой менеджмента качества.
"Министерство предлагает вместо этой нормы записать "критерии, влияющие на конкурсное предложение, определяются правилами исчисления госзакупок". В связи с чем эта норма исключается, а определение критериев переводится в подзаконные акты?" – поинтересовался депутат Павел Казанцев.
Новый министр финансов Алихан Смаилов объяснил, что при проведении госзакупок нужно учитывать и другие не менее важные критерии, чтобы обеспечивать качество поставляемых товаров работ и услуг.
"Это инновационность или высокотехнологичность, коэффициент налоговой нагрузки поставщика. И другие разные критерии, направленные на то, чтобы гарантировать качество продукции", – пояснил он.
Ответ министра прервал Нурлан Нигматулин. Он согласился, что важно поддерживать отечественных производителей, тем более если их товар соответствует нацстандартам.
"Нынешняя редакция даёт такую возможность. Вы – разработчики – предлагаете эту нормы исключить. Аргументы разработчика вы сейчас слышали, что они отсылают к нормам 38-40 статьи. Но это не совсем корректно, потому что они также отсылают к подзаконным актам. Мы очень хорошо знаем практику, подзаконный уровень имеет свойство быстро изменяться. Сейчас вы впишите требования о соответствии стандартам, а завтра по рекомендации, как у нас принято – зарубежных консультантов, будем аргументировать, что для каких-то рейтингов это не надо. И эту норму уберём из этих правил. В результате будет страдать отечественный производитель, продукция которого будет на конкурентноспособном уровне. Здесь непонятна позиция НПП "Атамекен", как вы могли завизировать в законопроекте эту норму?" – удивился спикер Мажилиса.
По словам заместителя председателя правления НПП "Атамекен" Куаныша Бишимова, Нацпалата настаивает на том, чтобы нацстандарты были прописаны в подзаконных актах. Таким образом "Атамекен" планирует увеличить базу нацстандартов.
"Куаныш Ердаулетович, вы слышали, что вы сейчас говорите? В законе действующем норма законодательно защищает отечественного товаропроизводителя, который производит продукцию по нацстандартам. Сейчас эту норму предлагается перенести в подзаконные акты. У меня вопрос: как "Атамекен" мог с этим согласиться?" – уточнил спикер Мажилиса.
"Мы с этим не соглашались, Нурлан Зайруллаевич, мы однозначно говорим, что в законе должны быть нацстандарты", – подчеркнул зампред НПП.
"Если вы лично возражаете – это уже хорошо. Если вы себя называете защитниками отечественного бизнеса, вы должны были, что называется, грудью встать по этой поправке, и сказать: "Господа, давайте ещё раз обсудим!" – сказал Нурлан Нигматулин.
Спикер Мажилиса отметил, что коррупция в сфере госзакупок растёт из года в год. В 2018 году уголовных правонарушений в сфере закупок зафиксировали в два раза больше, чем за весь 2017 год.
"Если в 2017 году их было 42, то за восемь месяцев 2018 года – 74. Количество лиц, привлечённых к дисциплинарной ответственности – в основном, это госслужащие, но мы сегодня договорились, что будем менять ответственность, в том числе усиливать ответственность и квазигоссектора... Так вот, количество лиц, привлечённых к ответственности, увеличилось в четыре раза, в 2017 году был 61 человек, за восемь месяцев 2018 года – 267 человек", – сказал он.