Что случилось. Установка запрета на выдачу кредитов в Egov.kz не гарантирует, что банк откажет при запросе займа. Этот факт вызывал резонные вопросы среди казахстанцев: зачем нужен такой сервис, если нет стопроцентных гарантий и запрет можно нарушать.

Контекст. Сервис по установке запрета на выдачу кредитов ранее открыло Первое кредитное бюро на платной основе. С недавнего времени казахстанцы могут бесплатно запретить выдавать кредиты на своё имя через eGov mobile и портал "Правительства для граждан". Такой запрет будет действовать полгода, а после снимается автоматически.

"Необходимо учитывать, что сервис максимально ограничивает возможность оформления кредита третьими лицами, оповещая финансовые организации о запрете гражданина на оформление займа, но полностью не гарантирует невыдачу займа", – предупреждали разработчики. 

Отмечалось, что также оповещение о запрете получат банки, где заявитель взял кредит и всё ещё его выплачивает. При этом ответственность за выдачу или невыдачу займа оставляют за кредитором.


Читайте также: Казахстанцы могут установить запрет на оформление кредитов и микрозаймов через eGov mobile


Почему нет гарантий. Корреспондент Informburo.kz обратился к разработчикам сервиса "Стоп кредит" Первому кредитному бюро. Там объяснили, что законопроект о праве на добровольный отказ от оформления кредита в виде блокирования выдачи кредитным бюро кредитного отчёта банку находится на обсуждении государственного органа с рынком.

"Сервис "Стоп кредит" востребован, однако из-за отсутствия законодательных норм, которые будут регламентировать условия запрета оформления займа, этот сервис не гарантирует на 100% невыдачу займа, так как кредитор может не получить информацию о подписке, а если и получит, то вправе не принимать к сведению и выдать заём. Перед нами стоит задача совместными усилиями направить рынок работать по-новому", – сообщили в ПКБ.

Сколько человек уже установили запрет. На сегодняшний день запрет на выдачу кредита на своё имя установили более 22 тысяч человек. 17 тысяч граждан подписались на сервис всего за четыре дня, после распространения информации о такой новой возможности. Как считают в ПКБ, это свидетельствует о высокой востребованности сервиса по блокировке выдачи новых займов среди казахстанцев.

"Считаем, что нельзя закрывать сервис на портале Egov.kz, необходимо лишь правильно настроить его и предусмотреть правильные законодательные нормы", – заключили в бюро.

Вместе с тем, в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка отметили, что планируют закрепить возможность установления запрета законодательно, и тогда требования к банкам будут жёстче.

Почему это важно знать. Несмотря на активную работу по информированию населения, мошенники продолжают овладевать средствами казахстанцев и оформлять на их имя кредиты. Многие граждане с нетерпением ждали появления возможности установить запрет на оформление займа, чтобы обезопасить себя в будущем, и сразу же воспользовались новой услугой в Egov.kz. Однако по сути пока этот запрет не имеет никакой силы до введения законодательных изменений. Банки и МФО, заинтересованные в выдаче кредитов, могут игнорировать установленные клиентами запреты, и не будут нести за это никакой ответственности.