Нечёткими и размытыми назвала критерии эффективности бюджета Карагусова
В отчётах Счётного комитета и Правительства мало информации о причинах неосвоения бюджетных средств, считает депутат Гульжана Карагусова.В бюджетном законодательстве критерии эффективности использования бюджетных средств нечёткие и размытые, считает депутат Мажилиса Гульжана Карагусова.
"В рамках совершенствования бюджетного законодательства Правительством было дано обещание до конца текущей сессии выработать чёткие критерии эффективности. Данные критерии должны способствовать аудируемым объектам эффективнее расходовать бюджетные средства, а аудиторам облегчить работу в части определения и предупреждения рисков финансовых нарушений", – сказала депутат во время правчаса в Мажилисе Парламента.
Она добавила, что информации о количестве и суммах нарушений предостаточно как в отчёте Правительства об исполнении бюджета, так и в заключении Счётного комитета к нему. Однако в отчётах, к её большому сожалению, очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств. Представляются только факты – сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указано, на что потрачены средства.
"Нет данных о конечных результатах, каковы они, к чему пришли. Хотя в Бюджетном кодексе чётко регламентировано, что конечный результат – это изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики и других отраслей государственного управления, обусловленных достижением прямых результатов деятельности определённого государственного органа. К сожалению, анализа изменения состояния уровня и качества жизни населения, экономики, обусловленного достижением прямых результатов деятельности определённого государственного органа, мы до сих пор не видим ни в отчёте Правительства, ни в заключении Счётного комитета", – добавила Гульжана Карагусова.
Сейчас органы госаудита вместо оценки и анализа эффективности использования бюджетных средств и активов государства проводят только аудит соответствия, то есть насколько объект государственного аудита соблюдает нормы законодательства РК, отметила депутат.
Она также высказала недовольство, что Счётный комитет не проводит работы по предупреждению нарушений. Согласно закону Счётный комитет администрирует единую базу данных по госаудиту, которая позволяет получать информацию по всем проверкам объектов госаудита и рекомендациям по ним. Единая база создавалась в целях проведения аналитической работы, чтобы была возможность предупреждать нарушения, принимать превентивные меры.
"Однако в заключении к отчёту Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год мы не увидели, какая работа была проведена Счётным комитетом в целях предупреждения нарушений. Более того, несмотря на наличие базы, имеет место проведение неоднократных проверок на одних и тех же объектах. Причина – отсутствие чётких критериев отбора объектов для проведения проверок органами госаудита. Кроме того, в утверждённые годовые перечни объектов органов внешнего госаудита многократно вносятся изменения. Только в текущем году изменения вносились 177 раз! Это говорит об отсутствии системного подхода при отборе объектов госаудита", – сказала Гульжана Карагусова.
Она добавила, что в текущем году Счётный комитет впервые провёл предварительную оценку проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы.
"Но и здесь мы не увидели превентивных мер, направленных на исправление, улучшение качества планирования, то есть нет конкретных рекомендаций, как можно усовершенствовать трёхлетний бюджет", – отметила Гульжана Карагусова.
И это, несмотря на то, что Президент неоднократно поручал системно подходить к планированию и проведению проверок, добавила депутат.
"То есть всё должно быть оптимизировано: количество проверок, сроки и длительность их проведения", – сказала Гульжана Карагусова.
Показатели Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума по направлениям "Необоснованное расходование бюджетных средств", "Расточительность государственных расходов", "Совершенствование стандартов аудита и отчётности" были понижены.
Главными причинами снижения рейтинга министр финансов Бахыт Султанов во время правительственного часа в Мажилисе назвал факты громких коррупционных задержаний, которые имели место в отношении не только сотрудников государственных органов различных уровней, но и сотрудников органов аудита и нескоординированность действий.