Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.

В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.

По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:

  • наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
  • отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
  • отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
  • техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
  • слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.

Как отметил  докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.

Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:

  • Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
  • Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
  • Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
  • Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
  • Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.

Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.

"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.