Недостатки и недочёты в вопросе открытости информации, требующие срочного устранения, изложили в отчёте главе государства.
Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1🤔"Никаких преференций не получал"
-
3423
-
6
-
77
-
-
2🤖Пятиклассница из Кентау собрала танцующего робота
-
3453
-
9
-
111
-
-
3😨Взрыв на шоколадной фабрике в США
-
3431
-
6
-
60
-
-
4❕Параллельный импорт: Казахстан внедряет обязательное оформление сопроводительных накладных в торговле со странами ЕАЭС
-
3392
-
0
-
53
-
-
5🌋Субботнее пробуждение: километровый столб пепла выбросил вулкан в Индонезии
-
3277
-
0
-
24
-
-
6Қазақша үйренейік: слова и фразы использумые во время поста ☪️
-
3188
-
0
-
23
-
-
7❗️Катастрофа Каспийского моря: обмеление достигло критического уровня
-
3112
-
0
-
39
-
-
8🌐Личные данные пользователей ChatGPT утекли в сеть
-
3071
-
1
-
24
-
-
9✈️Qazaq Air временно приостановит рейсы в Новосибирск
-
2930
-
4
-
42
-
-
10💊❌Трамадол в Казахстане внесли в списки наркотических средств
-
2961
-
5
-
32
-