Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
-
1✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
3738
-
1
-
14
-
-
2❗️«Британский инвестфонд» оказался финансовой пирамидой
-
3492
-
0
-
24
-
-
3🇺🇦 Зеленский готов отказаться от вступления в НАТО в обмен на гарантии безопасности.
-
2695
-
4
-
58
-
-
4💰 Зарплата для домохозяек: Индия проводит крупный социальный эксперимент
-
2699
-
7
-
83
-
-
5👮♀️ Жёсткие меры ввели, чтобы защитить леса в период повышенного спроса на хвойные деревья к Новому году
-
2907
-
1
-
29
-
-
6🏞 Где отдохнуть зимой в Казахстане: восемь лучших мест Алматинской области по версии Минтуризма
-
2809
-
0
-
6
-
-
7🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2732
-
5
-
20
-
-
8😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2915
-
0
-
9
-
-
9👮♂️💵 Водители, смотрите, на новой линии BRT в Алматы уже начали штрафовать нарушителей
-
2411
-
1
-
14
-
-
10😔 Умер пианист и телеведущий Левон Оганезов
-
2341
-
1
-
55
-
USD:
516.5 / 519.1
EUR:
605.0 / 610.0
RUB:
6.45 / 6.57