Директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития РК Бекзат Рахимов представил проект первого отчёта главе государства о состоянии сферы доступа к информации.
В частности, в отчёте представлены плюсы, недостатки и недочёты в вопросе открытости информации. В числе сильных сторон в отчёте указываются наличие закона и нормативно-правовой базы, распространение требований закона о доступе к информации на квазигосударственный сектор, наличие современных технологических инструментов для доступа к информации и другие.
По мнению составителей отчёта, слабыми сторонами являются:
- наличие ограничений и исключений в законе о доступе к информации, которые существенно сужают его правоприменительную практику;
- отсутствие эффективных механизмов обжалования и контроля в случае нарушения права на доступ к информации;
- отсутствие административной ответственности за нарушение ряда требований закона о доступе к информации;
- техническое устаревание и неудобство работы порталов "Открытого правительства";
- слабый уровень правовой грамотности населения и информированности о праве на получение сведений.
Как отметил докладчик, эти недочёты могут привести к конфликту между требованиями о защите персональных, конфиденциальных данных и закона о доступе к информации, критике со стороны общественности и международных организаций о неполном соответствии законодательства международным стандартам, игнорированию требований закона, а также формализму в исполнении закона и рекомендаций комиссии по вопросам доступа к информации. Также одной из угроз называется отнесение госорганами сведений, представляющих общественный интерес, к служебной информации ограниченного распространения.
Спикер перечислил указанные в отчёте проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения. Это:
- Несоблюдение принципа презумпции открытости информации, имеющейся у госорганов и других обладателей информации. Этот принцип подразумевает, что вся информация априори должна быть открыта и доступ к ней может быть ограничен только на основании чётко определённого перечня оснований.
- Меры ответственности за нарушения доступа к информации крайне ограничены. Отсутствует административная ответственность за неполное и несвоевременное предоставление информации.
- Не соблюдён баланс между правом на неприкосновенность частной жизни и правом на информацию.
- Недостаточный уровень правовой грамотности населения.
- Порталы открытого правительства технически устарели и не соответствуют ожиданиям и запросам общества.
Исходя из этого, в отчёте предлагается рассмотреть возможность создания независимого органа по контролю и надзору за выполнением законодательства о доступе к информации. Также отмечается необходимость расширить административную ответственность за незаконное ограничение доступа к информации, разработать стандарты открытости информации, правила доступа к открытым заседаниям обладателя информации.
"Необходимо провести ребрендинг и пересмотреть архитектуру порталов "Открытого правительства", увеличить его серверные мощности", – отметил Бекзат Рахимов.
-
1🎶 Как интересно провести выходные 27 и 28 июля в Астане и Алматы
-
6028
-
0
-
1
-
-
2🫁 Жители и гости Астаны смогут получить бесплатную консультацию онкологов по патологиям лёгких
-
5919
-
0
-
7
-
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 июля
-
2738
-
1
-
2
-
-
4🔖 Стартовал приём заявок на присуждение международной премии "Волонтёр года"
-
2507
-
1
-
10
-
-
5➕ Органы погибшего в ДТП юноши помогли выжить четырём пациентам
-
2447
-
5
-
70
-
-
6📢 В Алматы включили сирену
-
2590
-
5
-
1
-
-
7🚨 Полицейский совершил смертельное ДТП в Актюбинской области
-
2335
-
0
-
12
-
-
8🚰 Перебои с водоснабжением в Актау: опреснительный завод увеличил мощность
-
2367
-
1
-
7
-
-
9⚡️ Суд отменил оправдательный приговор по делу экс-главы "Казселезащиты"
-
2317
-
1
-
22
-
-
10💦 Рекордные ливни в Японии: более 200 тысяч человек обязали эвакуироваться
-
2287
-
0
-
20
-