Мажилис одобрил во втором чтении законопроект о порядке организации и проведения мирных собраний в РК и направил его на рассмотрение в Сенат Парламента.

Основные нормы законопроекта:

  • Ведена презумпция в пользу проведения собрания. Определён чёткий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания.
  • Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах, которые определяют МИО. Они должны находиться в центральных частях городов и сёл, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний.
  • Мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться в любом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом (ни одного госоргана, включая Парламент и Правительство, в перечне исключений нет).
  • Внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов. Организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание. Согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется. Местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении (только по основаниям, указанным в статье 14). В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять её.
  • Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяжённости, сведения об использовании транспортных средств.
  • Сокращён перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении.
  • Сокращены сроки уведомления о мирном собрании. Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был сокращён с 15 до пяти рабочих дней. С 10 до трёх рабочих дней сокращён срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращён срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.
  • МИО обязаны размещать в свободном доступе сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.
  • Исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов, например, норма, обязывающая их предоставлять госорганам фото и видеоматериалы с места мирного собрания.
  • Мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создаёт угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании.

Читайте также: Что не так с правом на мирные собрания в Казахстане, и как это собираются изменить

Как отметил депутат Мажилиса Канат Мусин, положения законопроекта обсуждались на круглом столе под председательством спикера Мажилиса Парламента Нурлана Нигматулина с участием членов Национального совета общественного доверия, представителей НПО, госорганов, с подключением по видеоконференции общественности регионов Казахстана.

Проведено 14 заседаний рабочей группы с участием представителей казахстанских НПО, видных учёных и заинтересованных государственных органов.

Многие активисты и общественники считают поспешным рассмотрение законопроекта о мирных собраниях в период карантина. 2 апреля организация Human Rights Watch заявила, что Парламент РК должен отложить следующие чтения по законопроекту до тех пор, пока не будут приняты во внимание вопросы со стороны активистов и пока не будет отменён режим ЧП, который не способствует прозрачности законодательного процесса.