Заявления казахстанских авиакомпаний о высоких тарифах на аэропортовые услуги председатель правления Карагандинского аэропорта "Сарыарка" Сарсенбек Кушкинов называет лукавством. Он отметил, что ранее тариф в аэропорту Караганды был утверждён в 2008 году. А последние изменения по ценам ввели с 1 декабря 2017 года – тарифы подняли на 8,5%. И эти цифры, подчеркнул он, не были взяты с потолка.

"Это ставка инфляции. Потому что сейчас все авиакомпании рассчитываются в тенге, иностранные авиакомпании просят нас, чтобы расчёты происходили в тенге", – утверждает Сарсенбек Кушкинов.

Он подчёркивает, что авиакомпании могут сами регулировать стоимость билетов и выкупают дешёвое топливо у ресурсодержателя. Аэропорт же вынужден приобретать авиатопливо на свободном рынке – то, что остаётся после авиакомпаний. И в большинстве случаев, по словам Сарсенбека Кушкинова, покупать его по высокой цене в России.

"Авиакомпании покупают дешёвое топливо, но говорят, что оно дорогое, и поднимают цены на билеты. Мы тоже покупаем топливо – в начале 2017 года оно стоило в районе 300-500 долларов, к концу года повысилось чуть ли не до 800 долларов. Но мы же на это не жалуемся!" – восклицает Сарсенбек Кушкинов.

Он поддерживает заявление Airport Management Group, управляющей несколькими аэропортами Казахстана, включая столичный.

"Это, наверное, крик души. Я понимаю руководство аэропорта Астаны, потому что в свете готовности к ЭКСПО были колоссальные затраты. А эти затраты же надо возвращать. Естественно, те расчёты, которые даёт аэропорт Астаны, в пересчёте на одного пассажира, совсем минимальны," – убеждён г-н Кушкинов.

Он считает, что требование авиакомпаний вернуть регулирование тарифов вновь поставит казахстанские аэропорты в неравноправные условия.

"Это – попытка авиакомпаний вернуть аэропорты туда, где нас держали годами в чёрном теле", - заявляет Сарсенбек Кушкинов.

Он привёл в пример Костанайский аэропорт, доходная часть которого составляет около 600 млн тенге, а расходная – 500 млн тенге за год.

"За год авиагавань (Костанайский аэропорт. – Авт.), пусть она и периферийная, зарабатывает, как одно маленькое ИП средней руки. Это нормальное явление? О чём тогда можно вести речь, если аэропорты не могут развиваться?" – возмущён Сарсенбек Кушкинов.

Ничего из оборудования, которое используется в аэропортах, по его словам, в Казахстане не производится. Даже тележка для перевозки багажа стоит как минимум две-три тысячи долларов – как подержанная иномарка.

В то же время авиакомпании предъявляют свои высокие технические требования к аэропортам. Сарсенбек Кушкинов сообщил корреспонденту Informburo.kz, что на поддержание взлётной полосы в аэропорту Караганды ежегодно приходится тратить от 100 до 160 млн тенге. Более того, сотрудникам за четыре года не подняли зарплату ни на один тенге.

"Авиакомпания Air Astana выполняет один рейс Алмата – Караганда. Scat выполняет то же направление плюс ещё рейс Усть-Каменогорск – Кызылорда только при наличии дотаций от государства. Представляете, они получают половину стоимости рейса от государства и ещё заявляют о том, что у нас высокие тарифы! Видите, какое лукавство? И дело не в тарифах. А в том, что наши авиакомпании, мягко говоря, зажрались", – сказал Сарсенбек Кушкинов.

Вчера, 18 января, иностранные и казахстанские авиакомпании выступили с требованием ввести регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов. Представители компаний огласили совместное заявление на пресс-конференции в Астане. Его поддержали такие авиаперевозчики, как Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways и организация ИАТА.

В июне 2017 года государство отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов. Это привело к резкому росту тарифов, в особенности в Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев.

ТОО "Airport Management Group", под управлением которого находятся аэропорты Астаны, Кокшетау, Костаная, Петропавловска, Шымкента, Кызылорды, Актобе, Атырау, Павлодара, Семея и Усть-Каменогорска, ответило на требования авиакомпаний по введению регулирования тарифов аэропортов РК.

Ранее своё мнение высказывал руководитель крупнейшего аэропорта Казахстана – Алматинского. Он также категорически против того, чтобы государство регулировало тарифы аэропортов. По его словам, влияние этих тарифов на цену авиабилетов минимально.