"КТЖ – Грузовые перевозки" попросила повысить тарифы на услуги, Антимонопольный комитет отказал
На публичных слушаниях представитель компании сообщил, что повышение тарифа могло изменить транспортную составляющую в цене грузов в среднем на 0,3%.Антимонопольный комитет Министерства национальной экономики отказал акционерному обществу "КТЖ – Грузовые перевозки" – национальному перевозчику грузов в повышении цен на услуги локомотивной тяги. Как сообщили в госоргане, компания не смогла обосновать в полной мере своё повышение.
В официальном сообщении Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Миннацэкономики говорится, что с уведомлением о повышении тарифов "КТЖ – Грузовые перевозки" обратилась в феврале 2019 года.
На публичных слушаниях, которые прошли в комитете 15 марта, представители нацкомпании сообщили, что из-за дифференциации тарифов по родам грузов она несёт убытки. По словам заместителя гендиректора компании по экономике и финансам Аскара Максутова, доля перевозок низкодоходных грузов в общем грузообороте с 2010 по 2018 год увеличилась с 78% до 88%. Доля высокодоходных грузов сократилась с 22% до 12%.
Уровень износа активов компании остаётся выше нормативного – 66% против 55% по нормативу. В 2015-2018 годах "КТЖ – Грузовые перевозки" работала над модернизацией подвижного состава – было куплено 97 электровозов и тепловозов, отремонтировано ещё 68. Полученные от планируемого повышения тарифов средства, отметил Максутов, тоже пойдут на инвестиционные проекты и расширение производственных мощностей.
Читайте также: Продажу акций КТЖ частникам могут перенести на 5 лет. Из-за долгов и возможного роста цен на перевозкиДругими факторами, которые побудили компанию обратиться за разрешением повысить тарифы, стали рост расходов на дизельное топливо, сервисное обслуживание локомотивов и заработная плата сотрудников. На слушаниях Аскар Максутов привёл данные, что, к примеру, разница между утверждённой в тарифе цене на дизель и фактической в 2017 году составила 8,5 тысячи тенге за тонну, или 6%, а в 2019 году – уже 65 тысяч тенге, или 38%.
"Полагаем, что изменение уровня тарифов на перевозку грузов незначительно повлияет на изменение транспортной составляющей в цене грузов и в среднем составит 0,3%", – сказал Максутов.
В свою очередь один из представителей бизнеса – исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец заявил, что заявку "КТЖ – Грузовые перевозки" нужно отозвать.
"Вся страна ориентируется на снижение тарифов, определённый коридор инфляции. И вдруг мы получаем совершенно неожиданное предложение, которое вызовет повышение цен на электроэнергию и другую продукцию, потому что национальная компания перевозит большое количество товаров на огромной территории", – сказал Радостовец.
Также он отметил, что "КТЖ – Грузовые перевозки" не выполнила инвестиционную программу, за что была оштрафована. Финансовый контролёр "Қазақстан темір жолы" Шолпан Омарбекова эту информацию подтвердила, отметив, что компания закрыла свою вину за неисполнение на 300 млн.
"Мы считаем, что за счёт нерегулируемых услуг нужно закрыть нерешённые проблемы, дав компании возможность воспользоваться доходами от транзита. Тем более что, по данным компании, в 2019 году КТЖ получит доход от нерегулируемой деятельности в размере 179 млрд тенге", – добавил Николай Радостовец.
Шолпан Омарбекова на это заметила, что даже с учётом транзита КТЖ закончит 2019 год с серьёзным убытком.
"Если мы получили убыток при наличии транзитных перевозок, которые по своей сути высокорентабельные, это значит, что нерегулируемые виды деятельности крайне нерентабельные. КТЖ по-своему делает всё, чтобы повысить эффективность. (…) Если КТЖ с убытком выйдет, и вы посмотрите, вы увидите, что даже доходы от транзита не перекрывают убытки от низкорентабельных перевозок в экспорте, импорте и внутреннем сообщении", – заметила финконтролёр нацкомпании.
30 марта, спустя две недели после слушаний, в Антимонопольном комитете сообщили об отказе в повышении тарифов со ссылкой на Правила ценообразования на общественно значимых рынках. Informburo.kz в госоргане сообщили, что комитет отказал в связи с тем, что "КТЖ – Грузовые перевозки" не предоставила соответствующие материалы и потому не смогла в полной мере обосновать необходимость повышения.