Руководителей авиакомпании Aspan, чей вертолёт зимой 2016 года потерпел крушение в Алматинской области, вызвали в суд. В результате погибли пять человек, в том числе тяжелобольной ребёнок, из-за которого судно отправилось в рейс.

Генеральный директор авиакомпании Александр Пыхтеев и его заместитель Василий Муравьёв обвиняются в том, что незаконно переучили пилота судна Виталия Кондратюка для работы на новом для него типе авиационного транспорта.

До этого и Пыхтеев и Кондратюк проходили по делу в качестве свидетелей.

"2 февраля 2018 года я признан подозреваемым, мои действия квалифицировали по статье 344, часть 3 – "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта" и статье 359, часть 3, УК РК – "Допуск к управлению воздушным, морским или речным судном лица, не имеющего права управления". Если говорить коротко о многочисленных томах уголовного дела, то обвинение звучит так: я не имел права допускать пилота к управлению данным воздушным судном. Кондратюк – это погибший пилот – сам принимал решение, он имел право взять сейчас или завтра этот вылет, по обстоятельствам. Но следователи настаивают на том, что мы виноваты", – сказал на пресс-конференции в Алматы генеральный директор авиакомпании KazMedAir Александр Пыхтеев. Его фирма была реорганизована в 2016 году, из документов убрали прежнее название Aspan.

Адвокаты подозреваемых уверены, что Главная транспортная прокуратура искажает содержание и результаты окончательного отчёта комиссии, настаивая на том, что пилот Кондратюк не имел подготовки и допуска к полётам.


Погибший пилот / Фото со страниц Виталия Кондратюка в социальных сетях

"После первого допроса у меня сложилось впечатление, что следствие работает на страховую компанию. В процессе вопросов от следователя я говорил, что пилот был тренирован, прошёл подготовку. То, что сложилась такая ситуация, это не наша вина. Виталий Кондратюк прошёл подготовку в 2014 году, у него была бумага, подписанная высшей авиационной комиссией. Комитет гражданской авиации был ознакомлен, они рассмотрели пилотское свидетельство Кондратюка и поставили подпись, что он годен, то есть дали ему лётное удостоверение. Наш пилот – майор запаса, у него высшее образование, налетал 400 часов на этом вертолёте", – рассказал Василий Муравьёв.

Пыхтеев внёс залог в 200 тысяч тенге. Небольшая сумма обусловлена тем, что он пенсионер. Муравьёв находится под подпиской о невыезде. Они ожидают судебного процесса.

Вертолёт, на борту которого находилось пять человек, включая тяжелобольного младенца, вылетел 27 января 2016 года из города Ушарал в Талдыкорган, но не долетел до места назначения. Все находившиеся на боту погибли: пилот Виталий Кондратюк, Карлыгаш Абылкасым и её ребёнок Багым Абылкасым 2015 года рождения, врач-гематолог Кайсанова, фельдшер Хамитова.

В поисках обломков вертолёта участвовало 18 поисковых групп. По информации штаба по организации поиска, в трёх километрах от поворота на населённый пункт Капал сегодня в 8 часов 20 минут обломки были найдены в ущелье. В рамках возбуждённого уголовного дела по факту крушения вертолёта проводятся необходимые оперативно-следственные мероприятия.

Волонтёры, обнаружившие обломки вертолёта, сообщили, что, вероятно, он врезался в столб. Видео с места крушения вертолёта в Алматинской области можно увидеть здесь.

МИР РК предоставило справочные данные упавшего вертолёта. Собственником воздушного судна является ТОО "Свинецстрой", а эксплуатаном – АО "Авиакомпания Aspan",