Депутаты мажилиса приступили к работе над проектом закона "О защите прав потребителей" в новой редакции, сообщает пресс-служба Министерства торговли и интеграции. 

Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев сообщил, что в законопроекте предлагается изменить действующий четырёхступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.

"Напомню, на первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан", – пояснил Балыкбаев.

Законопроект предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения – в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

Кроме того, предлагается ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.

Также планируется распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.

"Законопроект предусматривает введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права нарушили и не решили на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше", – говорится в сообщении.

Отдельная норма в законопроекте связана с онлайн-торговлей. Вице-министр отметил, что за шесть месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Учитывая это, законопроект предлагает закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также прировнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к торговым объектам. Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса.