Депутаты мажилиса приступили к работе над проектом закона "О защите прав потребителей" в новой редакции, сообщает пресс-служба Министерства торговли и интеграции.
Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев сообщил, что в законопроекте предлагается изменить действующий четырёхступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.
"Напомню, на первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан", – пояснил Балыкбаев.
Законопроект предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения – в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.
Кроме того, предлагается ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.
Также планируется распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.
"Законопроект предусматривает введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права нарушили и не решили на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше", – говорится в сообщении.
Отдельная норма в законопроекте связана с онлайн-торговлей. Вице-министр отметил, что за шесть месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Учитывая это, законопроект предлагает закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также прировнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к торговым объектам. Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5603
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2512
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2567
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2324
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2203
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2192
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2256
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2307
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2234
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2221
- 0
- 6