Депутаты мажилиса приступили к работе над проектом закона "О защите прав потребителей" в новой редакции, сообщает пресс-служба Министерства торговли и интеграции.
Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев сообщил, что в законопроекте предлагается изменить действующий четырёхступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.
"Напомню, на первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан", – пояснил Балыкбаев.
Законопроект предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения – в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.
Кроме того, предлагается ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.
Также планируется распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.
"Законопроект предусматривает введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права нарушили и не решили на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше", – говорится в сообщении.
Отдельная норма в законопроекте связана с онлайн-торговлей. Вице-министр отметил, что за шесть месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Учитывая это, законопроект предлагает закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также прировнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к торговым объектам. Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса.
-
1➡️ ДУМК опубликовал список туроператоров для хаджа
- 6450
- 0
- 21
-
21️⃣4️⃣1️⃣4️⃣ Предупреждения об опасности SMS от 1414 прокомментировали в АО "НИТ"
- 6709
- 0
- 20
-
3💵 Переплаченные за проведение газа 1,2 млрд тенге вернут казахстанцам
- 6561
- 5
- 26
-
4🍿 Что посмотреть в мае 2024 года: самые ожидаемые фильмы и сериалы
- 4938
- 1
- 13
-
5👨⚖️ Изнасилование в кабинете главы УП Талдыкоргана: прокурор запросил 12 лет лишения свободы для обвиняемого
- 3918
- 3
- 42
-
6🟢 Национальную гидрогеологическую службу создали в Казахстане. Для чего она нужна
- 3645
- 8
- 39
-
7🤩 В Алматы новый руководитель Управления градостроительного контроля
- 3198
- 1
- 17
-
8🇰🇿 Более 2000 мероприятий пройдут в Казахстане 1 мая
- 3134
- 1
- 22
-
9🚬🍻 Курящие и пьющие должны больше платить за ОСМС: что думают в Минздраве об идее депутатов
- 3152
- 22
- 87
-
10🤩 Казахстанские каналы запустят общенациональный телемарафон "Біз біргеміз"
- 3159
- 0
- 30