Какие транспортные хабы появятся вокруг Казахстана и когда их запустят
Каспий, Евразия, Центральная Азия, Алатау, Хоргос – на границах Казахстана появится сеть трансграничных хабов.Президент Казахстана поставил задачу, чтобы страна стала полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Для этого вокруг страны, на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии создаются транспортно-логистические и торговые узлы.
Для контроля хода работы по созданию этой сети заместитель премьер-министра Серик Жумангарин провел заседание оперативного штаба с госорганами, представителями инвесторов, акиматами регионов, где реализуются эти крупные проекты.
На Каспийском узле строится многофункциональный морской терминал "Саржа". Его мощность – 10 млн тонн в год, завершение строительства планируется в 2030 году. Тут будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов в 1 млн тонн, универсальный терминал в 2 млн тонн, терминал наливных грузов в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр.
Полностью готов к работе терминал генеральных грузов: на днях приняты первые 10 вагонов, построены все необходимые железнодорожные пути, сдан в эксплуатацию пирс с причальными сооружениями. Всё это позволит уже в 2023 году увеличить экспортный потенциал каспийского маршрута.
Как отметил Серик Жумангарин, проект Каспийского транспортного узла должен рассматриваться вкупе с поручением главы государства о строительстве скоростной железнодорожной магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан.
"Строительство скоростной магистрали – это масштабный кооперационный проект на евразийском пространстве. Для этого нужно реконструировать “узкие места” железнодорожной сети “Бейнеу – Мангистау” и на участке автомагистрали “Бейнеу – Шалкар”. Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров. Перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до 3 млрд долларов. И это при том, что основными товарами поставок будут продукты питания. Центру торговой политики “Qaztrade”, со своей стороны, нужно проработать механизмы поддержки экспортёров зерна до Ирана", – заявил Серик Жумангарин.
Индустриальный торгово-логистический комплекс "Алатау", расположенный на границе с Кыргызстаном, планируется реализовать в форме индустриальной зоны. Под него уже выделен земельный участок в 36 га, инвестор занимается разработкой ТЭО. Запуск комплекса запланирован на 2 квартал 2026 года.
Центр трансграничной торговли "Евразия" должен стать международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. Он будет размещён рядом с аэропортом Уральска. Здесь размещена индустриальная зона (281 га), которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на Оренбург, Саратов, Самару и далее на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Также здесь предусмотрены зоны для агрологистического центра (хранения, торговли, переработки, логистики сельскохозяйственной и продовольственной продукции, с объектами придорожного сервиса и таможенного оформления) и авиакарго терминала (грузовой терминал и международный мультибрендовый фулфилмент-центр). Сейчас идёт строительство инфраструктуры индустриальной зоны. Завершение строительства ожидается в конце 2024 года.
На Хоргосском узле планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских и зарубежных производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки. Это позволит существенно укрепить продовольственную безопасность Казахстана и Китая. В настоящее время определён земельный участок на территории Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" под его строительство.