Свыше 40 человек составляют акты о получении ущерба от паводка в Семее. У людей переписывают пострадавшее от большой воды жильё, бытовую технику и прочее имущество. Многие семейчане неверно трактуют требования комиссии и возмущаются тому, что оценщики просят предоставить чеки на оборудование.

"Работает комиссия по обследованию бытовой техники. В первую очередь специалисты должны провести обследование. Открыли, посмотрели, включили в розетку, зафиксировали, что не работает. Будь то стиральная машинка, телевизор или холодильник – подход один. В дальнейшем уже оценочная комиссия будет принимать решение по возмещению материального ущерба. Когда речь идёт о новом оборудовании, купленном или взятом в кредит, то только в этом случаем мы просим предоставить чеки или гарантийные талоны. Оценщики не могут его вскрыть, поскольку такая бытовая техника находится на гарантийном обслуживании", – пояснила порядок действий учредитель учреждения Лаборатория научных специальных и экспертных исследований, Акмарал Мурат.


Повреждения в частном доме после паводка в Семее / Фото informburo.kz

Но больше всего проблем возникает с документами на жильё. К примеру, у некоторых семейчан, чьи дома затопило, нет актов приёмки на недавно построенную недвижимость. То есть хозяева построили новые дома, но ещё не успели оформить их в собственность. Эту трудоёмкую процедуру взял на себя местный акимат. Семейчанам помогают в ускоренные сроки получить правоустанавливающие документы, чтобы они могли подать заявление на возмещение ущерба. Без документов зарегистрировать пострадавшее жильё невозможно.


Специалист составляет акт полученного от паводка в Семее ущерба

"Есть много домов, которые сегодня имеют пристройки. Например, домик сам по себе был маленький, 25-30 кв. м., несколько комнат достроили, но не оформили. Закон для всех един, его надо исполнять. Тут мы работаем с индивидуальным подходом. В максимально короткие сроки оформляем техпаспорта, помогаем сделать акт ввода жилья, чтобы у людей была возможность оценить материальный ущерб, потому что человек всё-таки вкладывал свои средства в строительство", – пояснил заместитель акима Семея Николай Ушаков.

Если в одних случаях отсутствуют документы на жильё, то в других – хозяева. Как выяснилось, собственники десятков подтопленных домов живут в других городах Казахстана, в России, Германии. Таких домовладельцев просят поскорее вернуться в Семей и оформить доверенность на родственников, чтобы уже те могли продолжить процесс регистрации и получить возможность отремонтировать дома за счёт государства.

"Есть дом по улице Буксирной, где собственник уехал на обучение в Новосибирск. Сейчас его нет, поэтому люди, которые жили в этом доме, не могут сдать нам документы. Мы всячески идём на встречу, просим вызвать их поскорее, сроки есть", – пояснил Николай Ушаков.

Всего по последним данным в Семее от паводка пострадало 450 жилых домов и свыше 300 дачных домов. Все они поделены на три группы в зависимости от степени полученного ущерба – незначительный, средний и высокий. Максимальная отметка, на которую поднялась вода в помещениях – 170 см. Те дома, где вода достигла отметки полтора метра и выше, называют "тяжёлыми". На сегодня только в районе Пристани, где затопило 187 жилых домов, уже выявлено 12 таких тяжёлых случаев. В ближайшее время комиссия детально изучит эти объекты и даст окончательную оценку – ремонтировать или сносить.


Наталья Морозова, хозяйка пострадавшего от паводка дома.

Одним из таких является дом Натальи Морозовой. В её доме Иртыш остановился на уровне полутора метров. Женщина заселилась сюда со снохой, сыном и с тремя внуками, младшему из которых 9 месяцев, 28 февраля. Едва успели отпраздновать новоселье, как новую недвижимость пришлось покинуть. Единственное, что осталось незатронутым в доме водой – икона, которая по сей день висит на стене.



"28 февраля мы заселились, а 29 марта бегом бежали отсюда. Мы вышли из ограды, вижу, люди бегут оттуда и кричат, что идёт волна, бегите. Было 12 дня. Нас не предупреждали. Вся мебель, одежда, всё пропало, часть уже выкинули. Я прихожу с утра, весь день топлю печку, но смысла от этого нет, дом холодный, в полу дыры, фундамент подмыло, гипсокартон кусками отваливается", – со слезами на глазах рассказала Наталья Морозова.

На сегодня в затопленные районы продолжают доставлять уголь и дрова, в школы подвозят гуманитарную помощь, детям выдают одежду и школьные принадлежности. Однако первую помощь оказали соседи. Из мечети, которая расположена неподалёку, жителям уже на второй день привезли продукты питания, детей угостили сладостями. А накануне, 4 апреля, какой-то незнакомец раздал нескольким семьям с маленькими детьми по 10 тысяч тенге. Просто так, без расписок и документов. Успели запомнить только его имя – Тимур.