Дружелюбному приёму детей с аутизмом обучают казахстанских стоматологов
Вопросы детского аутизма обсудили на ежегодном форуме стоматологов.В Алматы открылся ежегодный форум стоматологов Kazdentexpо, на котором врачей обучают навыкам работы с детьми с аутизмом.
Из-за особенностей поведения, коммуникации и взаимодействия дети с аутизмом требуют особого внимания и дружелюбного отношения врача-стоматолога, для них также важна адаптация к самому приёму. Серьёзным вопросом, не получившим достаточного внимания со стороны стоматологов, является обучение таких детей навыкам гигиены полости рта. Профессор, заведующая кафедрой детской терапевтической стоматологии Киевского медицинского университета Инесса Якубова представила программу гигиенического воспитания детей с аутизмом.
"Детьми с аутизмом мы занимаемся с 2012 года. Как выяснилось, они настолько разные. Есть такая поговорка: "Если вы знакомы с одним ребёнком-аутистом, то вы знакомы лишь с одним ребёнком. Второго похожего вы уже не найдёте". Стоматологическая проблема таких детей – они не умеют чистить зубы, и этот навык очень тяжело привить. Мы разработали программу гигиенического воспитания таких детей. В основу положили обучение по картинкам, на протяжении девяти месяцев показывали их детям. После того как навык был приобретён, для детей создавали фотокнигу о них самих. Закрепление навыков происходило каждый вечер перед сном. Это была наша находка", – рассказала профессор.
Самым важным аспектом программы является регулярность. Если ребёнок в течение трёх недель не будет повторять простые обучающие процедуры, навык пропадёт. Процесс придётся начинать заново. Немаловажен вкус зубной пасты, так как дети с аутизмом очень чувствительны к пищевым привычкам. Зубная щётка должна быть обязательно с большой ручкой.
"С точки зрения стоматологической помощи: у врачей много страхов, когда они видят особенных детей. Есть переживания, что специалист может не справиться с задачей, не сможет оказать качественную помощь, не сможет управлять поведением ребёнка в кресле. Для ребёнка поход в стоматологический кабинет – это тоже стресс, и поэтому мы разработали программу адаптации к приёму у зубного врача. Это обучение по картинкам, когда ребёнок идёт к стоматологу и уже знает поэтапно, что его ждёт, напряжение спадает. Второй этап, когда сами врачи тоже обучаются, узнают об особенностях поведения", – говорит Инесса Якубова.
Читайте также: Аутизм – это болезнь или проявление неврологического разнообразия?
Единых стандартов нет и вряд ли они когда-то появятся, подытожила профессор. Но приобретение определённых навыков во много раз улучшает коммуникацию особенных детей с внешним миром.
Организаторами семинара выступили Фонд Булата Утемуратова, Комитет международной специализированной стоматологической выставки Kazdentexpо и Алматинский стоматологический институт последипломного обучения.
В семинаре-тренинге приняли участие детские стоматологи и родители детей с аутизмом, участвующие в программах центра "Асыл Мирас".