Договор об аренде земель Иле-Алатауского нацпарка засекретили. Экологи подали в суд на министерство
Экообщество "Зелёное спасение" требует обязать Комитет лесного хозяйства и животного мира предоставить полную и достоверную экологическую информацию.Что случилось. Экообщество "Зелёное спасение" обратилось в суд с требованием обязать Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР) предоставить полную и достоверную экологическую информацию о строительстве в Иле-Алатауском национальном парке, в частности в ущелье Аюсай.
Минэкологии засекретило договор об аренде земель нацпарка. Ранее экообщество обращалось в министерство с просьбой предоставить информацию о строительстве в урочище Аюсай и копии следующих документов:
- оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС);
- заключения государственной экологической экспертизы на проект;
- проектно-сметной документации.
Кроме того "Зелёное спасение" призывало:
- остановить строительные работы для проверки наличия у застройщиков всей необходимой в таких случаях документации;
- в случае отсутствия у застройщика законного права на проведение работ привлечь его к административной ответственности, запретить строительство и обязать возместить ущерб в натуральном виде.
На запрос ответил Комитет лесного хозяйства и животного мира МЭГПР. В ответе говорилось о временном характере возводимых строений, а также конфиденциальном договоре между администрацией парка и застройщиком (Turanga Group). В конце письма указано, что у национального парка оснований для приостановления работ на предоставленном участке не имеется.
Отметим, что МЭГПР ранее предоставляло informburo.kz договор с Turanga Group, в котором отсутствовали страницы с 8 по 19. По данным редакции, эти листы отмечены грифом "конфиденциально".
Что не устроило экологов в ответе МЭГПР. Ни один запрашиваемый экологическим обществом документ в письме не был упомянут, то есть Комитет проигнорировал просьбу о предоставлении открытой экологической информации.
Что требуют в суде экологи. "Зелёное спасение" требует признать непредоставление комитетом ответа незаконным действием, а также обязать ведомство дать полную и достоверную экологическую информацию с приложением копий запрашиваемых документов в соответствии с Орхусской конвенцией и действующими законами Казахстана.
Читайте также: 35 га Иле-Алатауского нацпарка под Алматы передали частнику. Активисты против
ОВОС на строительство не требуется. Такое заявление сделал Республиканский научно-производственный центр "Казэкология". Центр провёл экологический мониторинг работ по организации визит-центра "Аюсай".
"Наши исследования подтвердили, что разработка ОВОС в соответствии с нормативными документами на данном этапе проекта не требуется, – отметил генеральный директор центра "Казэкология" Амангельды Скаков. – Воздействия техногенных факторов на поверхностные воды, почву, а также на атмосферный воздух в рамках осуществления проекта не обнаружено".
Экологи настаивают, что по закону ОВОС необходимо проводить на любой проект. В соответствии со статьёй 36 Экологического кодекса, "оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения".
Кроме того, запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на неё. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации.
Читайте также: Арманжан Байтасов о меморандуме с Turanga Group: При чём здесь Администрация президента?
"ОВОС проводится во всех случаях. Другое дело, есть более упрощённый вариант, который называется "заявление об экологических последствиях". Но даже в этом случае необходима экологическая экспертиза. Это в соответствии с правилами проведения ОВОС. На любые, даже простенькие строения делаются заявление об экологических последствиях и проводится экспертиза. Даже легчайшие строения не могут быть построены в водоохранных зонах, на охраняемых природных территориях. В этом смысле закон не двусмысленный", – сказал председатель экологического общества "Зелёное спасение" Сергей Куратов.
Также он прокомментировал мониторинг "Казэкологии":
"Снова там нет ни одной ссылки на закон. Мы никогда не верим тому, что пишут. Мы всегда требуем ссылки на законодательство".
Позиция министра экологии Магзума Мирзагалиева. Во время онлайн-обсуждения проблем экологии Алматы министр заявил, что ОВОС для проекта Turanga Group по строительству визит-центров, возведению туалета и других строений в нацпарке не требуется.
"Мы считаем, что ОВОС не нужно было делать, потому что не было вреда окружающей среде, то есть не ставятся какие-либо капитальные строения", – сказал он.
Журналист Вадим Борейко уточнил у министра: "Вам Гужавин (директор компании-застройщика Turanga Group) так сказал?", на что Магзум Мирзагалиев ответил:
"Да. И мы готовы тоже это подтвердить. Я сам сейчас подтверждаю".
Что строят в Нацпарке. В рамках развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке планируется обустроить и проложить более 155 км пешеходных троп, установить семь визит-центров, в которых посетители смогут бесплатно получить информацию о нацпарке. Также здесь появятся этноаул, кемпинг, палаточный лагерь, глэмпинг (горный приют) на 10-15 номеров и один караванинг (оборудованная стоянка для путешественников на автодомах). Ради этого проекта более 35 га земли отдали в аренду частной компании Turanga Group на 49 лет, что вызвало общественный резонанс.
Все строения, которые планируют возвести в нацпарке, должны быть временными. Однако 8 июня стало известно, что в урочище Аюсай на большом придорожном участке рабочие сняли верхний слой почвы и ссыпали грунт на обочину с противоположной стороны дороги. Паспорт объекта отсутствовал, невозможно было определить, кто и с какой целью проводит работы.
Почему это важно знать. Экологи настаивают на том, что без проведения экологической экспертизы и ОВОС возводить какие-либо объекты по закону нельзя, тем более если речь идёт об особо охраняемой территории. В случае со строительством в Иле-Алатауском нацпарке ОВОС и экоэкспертизу строящихся зданий не проводили, что может иметь последствия. Экологи через суд хотят получить у профильных госорганов документальное подтверждение этому и объяснение причин.