Министр национальной экономики Руслан Даленов прокомментировал риски роста цен на товары, вызванные скачком курса доллара. По его словам, большая часть продовольственных товаров производится в Казахстане, она привязана к местным ресурсам.

"В результате изменения именно курса доллара к тенге изменений быть не должно. Другие факторы, конечно же, могут влиять на продтовары. Сезонность, товарные препятствия, отсутствие конкуренции, сговоры – всё это тоже может влиять на цены. Но по тем ресурсам, по тем продуктам, которые производятся из внутренних ресурсов, влияние внешнего курса ограничено", – отметил министр.

Что может подорожать. По его словам, курс доллара скажется на ценах импортных непродовольственных товаров: техники, электроники, фармации.

"Но здесь, мы это проходили и в 2009 году, и в 2016 году, влияние разнонаправленное. Существует институт контрактования в сфере фармации, единый дистрибьютор уже основную продукцию законтрактовал. Что касается электроники, как правило, мировые бренды заранее учитывают локальную составляющую о том, что цена должна соответствовать внутренним возможностям спроса. Поэтому, как правило, цены на электронику остаются в прежнем диапазоне", – отметил Руслан Даленов.

Будет ли Правительство брать средства из Нацфонда. Глава МНЭ также сообщил, что сейчас Правительство не предусматривает обращение за дополнительным изъятием в Нацфонд, но в крайнем случае, при неблагоприятном сценарии, такой вариант возможен.

"Благо, сейчас в Национальном фонде накоплено 27 трлн тенге. Если даже ежегодно взять по 2,7 трлн тенге, то практически это очень большая сумма", – отметил министр.

Также он не исключил увеличения дефицита бюджета до 3% к ВВП.

О риске девальвации. Глава МНЭ отметил, что в условиях плавающего курса нацвалюты девальвация не происходит.

"Технически там, где есть коридор, там происходит девальвация. В нашей стране нет коридора, плавающий курс. Поэтому изменение коридора, поскольку его нет, не предполагается", – прокомментировал Руслан Даленов.

30 долларов за баррель – не угроза бюджету. Первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов заявил, что цена на нефть в 30 долларов за баррель является не угрозой для бюджета, а основанием для его уточнения.

"В прошлые годы тоже цена падала ниже 30 долларов и бюджет РК очень легко и оперативно справился с этой задачей. В связи с тем, что был своевременно принят антикризисный план. Здесь все соответствующие расчёты уже готовы, мы сейчас в ожидании итогов первого квартала, которые будут уже доступны по итогам марта. В соответствии с этими итогами, даже 30 долларов за баррель – это не сильная угроза для бюджета РК, соответствующие меры будут приняты", – отметил Берик Шолпанкулов.