Казахстанские чиновники смогут выделять деньги на решение срочных задач намного быстрее, сообщила заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР РК) Айгуль Шаимова на пресс-конференции "О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата".

Она отметила, что если у госорганов нет законодательно закреплённых полномочий, они не могут издавать приказы по неурегулированным вопросам. Когда возникает экстренная ситуация, требуется оперативное решение, однако некоторые ведомства не могут этого сделать из-за отсутствия у них компетенции и функции. Из-за этого некоторые меры теряют свою актуальность на момент их принятия. 

"Госорганы для оперативного реагирования на актуальные вызовы наделяются правом принятия правовых актов без внесения изменений в законы", – сказала Айгуль Шаимова.

При этом возникает вопрос: если госорган профинансируют сферу, по которой у него отсутствует функционал, может ли возникнуть вопрос об уголовной ответственности? 

"Такой ситуации мы избежим, поскольку правовую оценку законности действий госорганов можно дать посредством возложенных на них задач", – отметила она. 

По словам заместитель председателя АСПиР, сейчас многие должностные лица стараются не подписывать документы, связанные с бюджетными средствами. Они делают это, чтобы избежать ответственности. 

14 апреля президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о дебюрократизации деятельности госаппарата.

Ключевыми принципами дебюрократизации определены:

  • приоритет сущности над формой – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;
  • цифровизация по умолчанию – приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате;
  • управленческая ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам;
  • непрерывное совершенствование – формирование и поддержание организационной культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов;
  • оптимальность регламентации – установление оптимально необходимого уровня регламентации деятельности государственных органов, недопущение введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований, видов отчетности и контроля.