Журналисты поинтересовались мнением министра энергетики Каната Бозумбаева о том, что Казахстан, по данным Международного аналитического агентства, хуже всех выполняет соглашение по сокращению нефтедобычи ОПЕК+.

"Международное аналитическое агентство, во-первых, использует неправильные данные – неправильный коэффициент баррелизации. Мы уже неоднократно их поправляли. Во-вторых, они не знают, какие обязательства в рамках ОПЕК мы взяли. Мы выполняем все свои обязательства, взятые нами в рамках ОПЕК. Мы взяли обязательства, что будет определённый объём добычи, выполнять лимит, если это не нанесёт ущерба международным инвесторам. Всё, что я вам могу сказать", – ответил министр в кулуарах правительственного часа в Мажилисе.

Он добавил, что сама организация ОПЕК не имеет претензий к Казахстану.

"Но никаких претензий со стороны ОПЕК же нет к Казахстану? Нет? Вы слышали, что со стороны ОПЕК есть претензии? Поэтому Казахстан выполняет свои обязательства", – заключил Канат Бозумбаев.

Депутат Мажилиса Куралай Каракен отметила, что у нас до сих пор нет достоверного учёта добытой нефти. Она привела данные Генеральной прокуратуры, по которым с 2015 года идёт расхождение между добытой (189 млн тонн нефти) и экспортированной – 191 млн тонн нефти. Разница составляет порядка 2 миллионов тонн, в денежном выражении – это 600 млн долларов.

Сравнение отчёта Минэнерго об объёмах добычи и переработки нефти с данными таможенных органов по экспорту нефти показывает, что 40 компаний отгрузили нефти больше, чем добыли.

"За три года нелегальный оборот нефти и нефтепродуктов составил один млн тонн. Следствием установлен ущерб на 100 млрд тенге. По словам замгенпрокурора Андрея Лукина на межрегиональном форуме, который прошёл в Актобе в 2017 году, зачастую нефть присваивают и продают в сговоре с работниками нефтегазовых компаний, охранных структур, путём незаконных врезок в нефтепроводы из-за ненадлежащей консервации скважин и на основе заключаемых между аффилированными фирмами договоров", – сказала Куралай Каракен.

Причины подобного увода нефти, по её словам, известны: отсутствие автоматизированного учёта добычи нефти, современных нормативов её списания, ненадлежащая охрана скважин. Один из способов занижать объёмы выкачанной нефти – списание больших объёмов добытого сырья на технические потери. Ежегодно на техпотери и собственные нужды недропользователи, по данным Генпрокуратуры, изымают в среднем 350 тысяч тонн нефти.

"Дошло до того, что у некоторых недропользователей технические потери оказались выше годовой добычи. Вместе с тем нормативы списания определили ещё в советский период, почти 30 лет назад. За это время технология добычи нефти изменилась и модернизировалась. А современной методики учёта списания нет до сих пор", – констатировала Куралай Каракен.