Апелляция отменила решение суда о лишении лицензии адвоката за публикацию видео с диалогом судьи и прокурора
Выяснилось, что Ерлан Газымжанов – гражданин России. По данным Минюста, он привлекался к уголовной ответственности и был объявлен в розыск.Апелляционная коллегия отменила решение Сарыаркинского районного суда столицы о лишении лицензии адвоката Ерлана Газымжанова, так как ответчик утратил гражданство Казахстана.
"Апелляция отменила решение Сарыаркинского районного суда о лишении меня адвокатской лицензии. В иске Минюсту было отказано. Спасибо всем неравнодушным, которые поддерживали меня в этой борьбе за право не потерять доступ к профессии", – сообщил утром 20 мая Ерлан Газымжанов на своей странице в Facebook.
Дело ещё одного адвоката Аманжола Мухамедьярова пока находится на рассмотрении апелляционной коллегии. По данным Ерлана Газымжанова, суд должен вынести решение 5 июня.
Почему апелляция отменила решение райсуда?
Как сообщается на сайте столичного суда, Ерлан Газымжанов утратил гражданство Республики Казахстан из-за наличия гражданства Российской Федерации. В таком случае лишение адвокатской лицензии производится во внесудебном порядке и относится к компетенции Минюста.
"Также истцом заявлено, что Ерлан Газымжанов (под другой фамилией) на территории Российской Федерации, будучи работником таможенной службы, привлекался к уголовной ответственности и был объявлен в розыск. Для проверки наличия в действиях Газымжанова признаков уголовного и административного правонарушений судом вынесено частное определение в адрес прокуратуры", – говорится в заключении суда.
Ерлан Газымжанов рассказал, как получилось, что он в 2010 году, переехав из России в Казахстан, после получения гражданства Казахстана остался числиться гражданином России. По его словам, об этом он сам узнал лишь недавно от Министерства юстиции.
"Когда я получал гражданство Казахстана, местная миграционная служба изъяла у меня российский паспорт, и по инструкции должна была отправить в посольство России. В то время по вине нашего Минюста был плохо организован обмен информацией по Соглашению об упрощённом получении гражданства Беларуси, Кыргызстана, России и Казахстана. В то время посольство РФ не снимало с гражданства тех, чьи паспорта изъяла миграционная служба Казахстана, требовали личной явки с паспортом. Эти паспорта российская сторона просто утилизировала. И те, кто в тот период, с 2006 по 2014 год, получали таким образом гражданство Казахстана, до сих пор числятся гражданами РФ", – объяснил адвокат.
Он также опроверг информацию о том, что привлекался к уголовной ответственности:
"Сведения о том, что я привлекался к ответственности не соответствует действительности. Все документы из России я предоставил полностью в прошлом году в Минюст. Сейчас я получил новую справку о том, что на территории России не привлекался к уголовной ответственности и не был осуждён. В связи с этим я снова собираю документы, чтобы получить заново гражданство Казахстана".
За что Минюст потребовал лишить адвокатов лицензии?
Адвокаты Ерлан Газымжанов и Аманжол Мухамедьяров защищали столичного предпринимателя Ерлана Алишнбаева, которого обвиняли в похищении денег дольщиков. В 2019 году его приговорили к 6 годам 8 месяцам заключения. Апелляция отказалась изучать видеозапись судебного заседания с неэтичным поведением одного из судей. Тогда клиент адвокатов поручил им опубликовать этот фрагмент в соцсетях.
Как пишет Радио Азаттык, в конце августа 2019 года Ерлан Газымжанов опубликовал пост с видеозаписью из суда. На этом видео, состоящем из нескольких склеенных кусков, судья Алматинского районного суда №2 Гулжахан Убашева , повышая голос, высказывает претензии прокурору.
Судья: "Если нету потерпевших, представьте официальный рапорт, представьте мне информацию. Мы тогда здесь решение примем, и всё. Зачем мы будем по три-четыре человека ждать, что ли?".
Прокурор: "Следователь сказал, что судья сказала, чтобы принесли рапорт…"
Судья: "Зачем мне следователь, я с ним не контактирую. Зачем, что я ему сказала? Нет, вы кто? Я же на вас возложила! Зачем вы теперь? При чем тут я?! Зачем мне следователь будет говорить, я с ним не контактирую! Вы что! Я вам замечание делаю, присаживайтесь! Следователь сказал… Может, он вам сказал, я не знаю. Но вы же должны контролировать! Я вообще вам делаю замечание. В конце судебного заседания, когда всё будет закончено, в отношении вас приму решение! Следователь сказал… Это что за это такое, я не знаю! При чем тут я вообще и при чем тут следователь? На вас было возложено. Я вас спрашиваю. Если вы меня не слышите, приходится на вас голос повышать. Вы должностное лицо, еще в форме сидите. Что вы такое говорите! Не пойму я. Следователь сказал… Как он мне может говорить, если я его не знаю даже, не вижу. Может, вы с ним каждый день с ним видитесь? Тогда предоставьте мне информацию официально, а не вот так сказал или туда передал.
Во втором фрагменте судья обращается к прокурору с вопросом:
"Я вообще просила заменить. Вы опять пришли участвовать? Вроде должен же был другой прийти. Если вы не можете поддерживать обвинение, зачем вы тогда? Можете отказаться и выйти из судебного заседания".
В третьем фрагменте судья эмоционально вновь апеллирует к прокурору:
"Разговоры мне переносит туда-сюда. Это что, допустимо для должностного лица? Следователь сказал, следователь туда передал. Что это такое!"
В четвертом фрагменте судья задаёт вопрос относительно позиции прокурора по заявленному защитой ходатайству. Тот сначала просит его удовлетворить, после нескольких вопросов судьи говорит "на усмотрение суда", затем настаивает на отказе в ходатайстве.
Ерлан Газымжанов написал в посте, что судья "оказывает давление на прокурора, который поддерживает обвинение не так, как ей хотелось бы", и высказал предположение, что поведение судьи "может свидетельствовать о заинтересованности в исходе дела и обвинительном уклоне". Адвокаты пожаловались на судью в Высший судебный совет при Верховном суде.
30 сентября комиссия по судейской этике филиала Союза судей столицы установила факты "обращения судьи к сторонам судебного процесса в грубой форме, вступления в полемику с гособвинителем и защитниками". В действиях судьи Убашевой "признан факт совершения порочащего проступка, противоречащего Кодексу судейской этики".
В итоге комиссия приняла решение "ограничиться обсуждением". Мер дисциплинарного характера в отношении судьи принято не было.
После этого судья Убашева обращается с жалобой в МВД и Минюст, в которой пишет, что публикация в сети незаконна, так как адвокаты были предупреждены о запрете распространять её. По мнению судьи, адвокаты нарушили адвокатскую этику, конституционные права граждан и закон о персональных данных и их защите. МВД в действиях адвокатов признаков правонарушений не обнаружило.
В Минюст также поступило письмо от председателя столичного суда Тлектеса Барпибаева, в котором тот сообщил, что адвокаты грубо нарушили Кодекс профессиональной этики адвокатов.
"Данная видеозапись стала достоянием широкой общественности, вызвала активное обсуждение, комментарии пользователей носили негативный, а порой оскорбительный характер в адрес судьи и судебной власти в целом. Более того, сами Газымжанов и Мухамедьяров также участвовали в этом обсуждении", – пожаловался в Минюст председатель суда.
В конце 2019 года министерство юстиции подало на адвокатов в суд, чтобы лишить их лицензий и наложить пожизненный запрет на адвокатскую деятельность. Сарыаркинского районного суд удовлетворил иск госоргана.