Представители фонда Zertteu Research Institute провели анализ государственного финансирования социальных проектов. Исследование показало, что не все госзаказы реализуются эффективно.

В 2021 году государство выделило 12,6 млрд тенге на финансирование госсоцзаказа. При этом 288 договоров на сумму 7,1 млрд тенге заключили напрямую, не проводя тендера. На оставшиеся 5,5 млрд тенге реализовали в шесть раз больше проектов. Общий объём финансирования госсоцзаказа за пять лет составил более 50 млрд тенге.

"Поставщиками госсоцзаказа являются 500 неправительственных организаций по Казахстану, в то время как потенциальных участников около 10 тысяч. Есть случаи, когда одна организация реализовывала сразу 114 проектов на общую сумму 310 миллионов тенге за один год. Отсутствие конкуренции – это проблема", – рассказала представитель фонда Zertteu Research Institute Алтынай Нуркеева.

По словам представителя консалтинг-центра "Зубр" Натальи Тереховой,  к недостаточной эффективности приводят:

  • пробелы в законодательстве,
  • отсутствие чётко прописанных спецификаций,
  • демпинг,
  • неэффективное планирование,
  • отсутствие объективной оценки результатов проектов.

"Пробелы в законодательстве достигли такого пика, что необходимо не просто вносить поправки, а делать кардинальную ревизию. Добросовестные участники становятся неконкурентоспособными в отношении недобросовестных. Заказчики и поставщики не соблюдают требования законодательства. Помимо Министерства информации и развития есть ещё Минфин, уполномоченный в сфере госзакупок. Недостаточное межведомственное взаимодействие не позволяет вовремя вносить изменения", – сказала Наталья Терехова.

Есть упущения в правилах госсоцзаказа, которые приводят к коррупционным рискам. В результате недобросовестные поставщики попадают в "чёрный список", но продолжают получать заказы. 

"Двое поставщиков включены в реестр недобросовестных участников, но при этом с ними продолжают заключать договоры. Я говорю о фракции молодёжи Казахстана. У них по прежнему идёт трехлетний проект. Ни заказчики, ни поставщики не способны отстоять свои законные интересы в случае неисполнения какой-либо из сторон своих обязательств", – рассказала Наталья Терехова.

По её убеждению, представители местной исполнительной власти не проводят анализа потребности населения и тратят бюджетные деньги на проекты, не соответствующие реальным нуждам: "Власти не знают, что действительно нужно людям и работают "по накатанной". Это приводит к тому, что финансирование получают не самые нужные проекты. На финансирование профессионального спорта уходит весомая часть средств, но зачем?". 

По мнению общественников не стоит финансировать по госзаказу профессиональный спорт, ведь цель госсоцзаказа – реализация социально важных проектов, а не спонсирование определённой отрасли.

Председатель Гражданского альянса Костанайской области "ГрИн" Динара Утебаева предложила:

  • организовать обучение госслужащих, занимающихся госсоцзаказом;
  • разработать методические рекомендации;
  • ввести порядок авансирования исполнителей проекта.

Открытая электронная отчётность, синхронизация баз данных и интеграция в них информации из открытых источников помогут обеспечить прозрачность в сфере госсоцзаказа, уверены общественники.


Читайте также: