Анализ госсоцзаказа: больше половины договоров в 2021 году заключили без проведения тендера
В прошлом году государство выделило 12,6 млрд тенге на финансирование госсоцзаказа. 288 договоров на 7,1 млрд тенге заключили без проведения тендера.Представители фонда Zertteu Research Institute провели анализ государственного финансирования социальных проектов. Исследование показало, что не все госзаказы реализуются эффективно.
В 2021 году государство выделило 12,6 млрд тенге на финансирование госсоцзаказа. При этом 288 договоров на сумму 7,1 млрд тенге заключили напрямую, не проводя тендера. На оставшиеся 5,5 млрд тенге реализовали в шесть раз больше проектов. Общий объём финансирования госсоцзаказа за пять лет составил более 50 млрд тенге.
"Поставщиками госсоцзаказа являются 500 неправительственных организаций по Казахстану, в то время как потенциальных участников около 10 тысяч. Есть случаи, когда одна организация реализовывала сразу 114 проектов на общую сумму 310 миллионов тенге за один год. Отсутствие конкуренции – это проблема", – рассказала представитель фонда Zertteu Research Institute Алтынай Нуркеева.
По словам представителя консалтинг-центра "Зубр" Натальи Тереховой, к недостаточной эффективности приводят:
- пробелы в законодательстве,
- отсутствие чётко прописанных спецификаций,
- демпинг,
- неэффективное планирование,
- отсутствие объективной оценки результатов проектов.
"Пробелы в законодательстве достигли такого пика, что необходимо не просто вносить поправки, а делать кардинальную ревизию. Добросовестные участники становятся неконкурентоспособными в отношении недобросовестных. Заказчики и поставщики не соблюдают требования законодательства. Помимо Министерства информации и развития есть ещё Минфин, уполномоченный в сфере госзакупок. Недостаточное межведомственное взаимодействие не позволяет вовремя вносить изменения", – сказала Наталья Терехова.
Есть упущения в правилах госсоцзаказа, которые приводят к коррупционным рискам. В результате недобросовестные поставщики попадают в "чёрный список", но продолжают получать заказы.
"Двое поставщиков включены в реестр недобросовестных участников, но при этом с ними продолжают заключать договоры. Я говорю о фракции молодёжи Казахстана. У них по прежнему идёт трехлетний проект. Ни заказчики, ни поставщики не способны отстоять свои законные интересы в случае неисполнения какой-либо из сторон своих обязательств", – рассказала Наталья Терехова.
По её убеждению, представители местной исполнительной власти не проводят анализа потребности населения и тратят бюджетные деньги на проекты, не соответствующие реальным нуждам: "Власти не знают, что действительно нужно людям и работают "по накатанной". Это приводит к тому, что финансирование получают не самые нужные проекты. На финансирование профессионального спорта уходит весомая часть средств, но зачем?".
По мнению общественников не стоит финансировать по госзаказу профессиональный спорт, ведь цель госсоцзаказа – реализация социально важных проектов, а не спонсирование определённой отрасли.
Председатель Гражданского альянса Костанайской области "ГрИн" Динара Утебаева предложила:
- организовать обучение госслужащих, занимающихся госсоцзаказом;
- разработать методические рекомендации;
- ввести порядок авансирования исполнителей проекта.
Открытая электронная отчётность, синхронизация баз данных и интеграция в них информации из открытых источников помогут обеспечить прозрачность в сфере госсоцзаказа, уверены общественники.
Читайте также:
- Назначения, госзакупки, борьба с коррупцией. Самрук-Казына представил план реформ
- Частные медколледжи Алматы не могут обеспечить студентов грантами – весь госзаказ получило одно госучреждение
- Про рыбу и удочку. Как выстроить правильные социальные отношения между государством и населением