AMG ответило на требования авиакомпаний регулировать тарифы аэропортов РК
По информации AMG, тарифы по регулируемым услугам большинства аэропортов утвердили в 2003-2004 годах и не менялись эти годы.ТОО "Airport Management Group", под управлением которого находятся аэропорты Астаны, Кокшетау, Костаная, Петропавловска, Шымкента, Кызылорды, Актобе, Атырау, Павлодара, Семея и Усть-Каменогорска, ответило на требования авиакомпаний по введению регулирования тарифов аэропортов РК.
По информации AMG, сегодня международные воздушные перевозки в Казахстане попадают под действие межправительственных соглашений о воздушном сообщении между Казахстаном и другими государствами. Помимо этих документов условия взаимоотношений между назначенными перевозчиками также оговорены в интерлайн-соглашениях.
Эти правовые рамки охватывают условия по перечню пунктов назначения, паритету частот и провозных ёмкостей, блок-местам, величине полного годового тарифа экономического класса. Сделали это во избежание демпинга и недобросовестной конкуренции.
"Казахстанские перевозчики, выполняющие международные полёты, имеют перед иностранными авиакомпаниями ряд преференций. Это самостоятельная поставка авиатоплива и самостоятельное наземное обслуживание – обслуживание пассажиров, услуга встречи-выпуска, противообледенительная обработка воздушных судов", – сказали в AMG.
Помимо этого отечественные авиакомпании имеют преимущество при распределении дефицитного авиатоплива отечественного производства. При этом доля аэропортовых услуг в себестоимости авиабилетов составляет порядка 6-15%, а стоимость авиатоплива – до 35%. Всё зависит от от типа воздушного судна, загрузки и маршрута.
"Все эти факторы влияют на экономику перевозок в условиях конкурентной борьбы за казахстанского пассажира на международных направлениях. К примеру, коммерческая загрузка авиакомпаний, озвученных на пресс-конференции Джорданом Карамалаковым, в период 2016-2017 годов была недостаточной для продолжения операций. Решение о прекращении/сокращении частот принималось авиакомпаниями значительно раньше изменения уровня тарифов казахстанских аэропортов", – уточнили в ТОО "Airport Management Group".
Тарифы по регулируемым услугам большинства аэропортов были утверждены в 2003-2004 годах и не менялись на протяжении предыдущих 13-14 лет. Многие услуги казахстанских аэропортов находились не только ниже уровня безубыточности, но и ниже прямых денежных затрат, считают в AMG.
Авиакомпании получили значительные скидки на аэропортовые услуги после перехода монетарных властей на инфляционное таргетирование в сентябре 2015 года: тарифы были номинированы в национальной валюте, в том числе и для иностранных перевозчиков, отмечает управляющая компания.
"К примеру, увеличение аэропортом Астаны тарифа по авиационной безопасности на 100% (с 360 тенге за одну тонну максимальной взлётной массы до 720,5 тенге) фактически увеличивает расходы авиакомпаний на 27 700 тенге за один рейс при использовании воздушного судна типа А-320 с массой 77 тонн, или менее 200 тенге на одного пассажира", – прокомментировали в AMG.
Согласно данным Европейского подразделения Международного совета аэропортов (АCI), большая часть аэропортов вышла из положения естественных монополий и действует на международных и внутренних рынках в разной степени либерализации.
В отдельных аэропортах регулирование тарифов аэропортовых услуг производят только в части контроля затрат. В аэропорту Цюриха государственного регулирования тарифов нет. Как и в Турции, где госорган, регулировавший тарифы, упразднили, а тарифы устанавливают, сравнивая цены региона и конкурентов.
Исключение аэропортовых услуг из сферы естественных монополий в части обслуживания международных направлений принято в 2017 году в установленном законодательством порядке с привлечением НПП "Атамекен" и при участии субъектов рынка как аэропортов, так и авиакомпаний.
ТОО "Airport Management Group" входит в состав АО "KTZ Express", принадлежащего АО "НК "КТЖ".
18 января авиакомпании потребовали ввести регулирование тарифов аэропортов на международные маршруты. Совместное заявление поддержали Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways и организация ИАТА.