Приверженность США к борьбе со всеми бедствиями в мире привела к тому, что правительства многих стран и поддерживающие их бизнесмены достигли критической массы и объединили усилия по созданию параллельной финансовой системы. Если они преуспеют, то позиции США и статус доллара на мировой арене серьёзно пострадают, сообщил директор Института анализа глобальной безопасности Гэл Лафт в статье для CNBC.

В настоящее время США ведут экономическую войну против десятой части всех стран мира с совокупным населением почти 2 млрд человек и совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП) более 15 трлн долларов.

К ней относятся попавшие под санкции Россия, Иран, Венесуэла, Куба, Судан, Зимбабве, Мьянма, Демократическая Республика Конго, Северная Корея, а также Китай, Пакистан и Турция, к которым США предпринимает экономические карательные меры.

Глобальное превосходство США стало возможным не только благодаря своей военной мощи, но и широкому распространению доллара, имеющего уникальный статус в мире. Валюта США связана с глобальной финансовой системой со времён Второй мировой войны, напомнил аналитик.

Любая сделка, совершённая в долларах или с использованием банка США, автоматически приводит торговые стороны под американскую правовую юрисдикцию. Когда США решают принять односторонние санкции, как в случае с Ираном, они ставят мировое сообщество перед выбором: либо прекратить отношения с санкционированной страной или изолироваться от экономики №1 в мире.

Не многие компании или банки могут позволить себе отказаться от рынка США или от доступа к американским финансовым учреждениям.

"Страны-ревизионисты, которые хотят оспорить систему под руководством США, считают такое положение дел оскорблением своего экономического суверенитета. Именно поэтому и Россия, и Китай разработали собственные версии всемирной сети межбанковских финансовых телекоммуникаций, которые позволяют осуществлять трансграничные финансовые операции между тысячами банков. Обе страны также призывают своих торговых партнёров отказаться от доллара в пользу местных валют", – отметил автор.

По прогнозам аналитика, будущее американской валюты будет решаться на мировых рынках сырья, особенно нефтяном, где нефть продаётся только за доллары.

По его словам, среди противников санкционной политики США появилось очень много экспортёров нефти, и они считают, что их продукция не должна оцениваться в долларах и продаваться в долларах. Китай предпочитает покупать нефть у Анголы, газ из России, уголь из Монголии за юани, что сокращает потери сторон при обмене валют на доллары. Кроме того, Россия выразила желание торговать с Турцией без долларов, а страны БРИКС хотят создать экономику без участия доллара.

Постепенное принятие цифровых валют, поддерживаемых технологией blockchain, предлагает ещё один способ для стран отступить от доллара в своей торговле.

Таким образом, считает аналитик, в ближайшее время стоит ожидать частые атаки на гегемонию доллара, а одна из главных битв за мировое лидерство США развернётся на рынке энергоносителей. А гигантский госдолг США, растущий со скоростью триллион долларов в год, может значительно ускорить процесс.

"Любая успешная попытка отделить торговлю сырьём от доллара будет иметь каскад последствий не только для привычной нам мировой экономической системы, но и для позиций Америки за рубежом. В разгар экономической эйфории Америки стоит помнить, что каждый четвёртый человек на планете живет сегодня в стране, правительство которой стремится положить конец долларовой гегемонии", – резюмировал Гэл Лафт.

27 августа 2018 года вступили в силу новые американские санкции против России. Они предусматривают запрет на оказание внешней помощи России, на продажу оружия и финансирование таких сделок, как отказ от кредитования со стороны госструктур США и запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения.

23 августа 2018 года США и Китай усилили торговую войну – ввозные пошлины на импортируемые товары стоимостью 16 млрд долларов вступили в силу в обеих странах.

Белый дом ввёл санкции против президента Венесуэлы Николаса Мадуро за подрыв демократии.

Сразу после президентских выборов в Венесуэле, победу на которых одержал действующий президент Николас Мадуро, лидер США Дональд Трамп подписал указ, запрещающий использовать в качестве залога любые долговые обязательства Венесуэлы и доли в любых компаниях и организациях, где доля правительства страны превышает 50%.