Перевозчики Шымкента рассказали о кабальных условиях договоров с акиматом / Фото atameken.kz

Шымкентские чиновники нарушают принцип одинакового подхода ко всем игрокам на рынке пассажирских перевозок, сообщает пресс-служба НПП "Атамекен".

Акимат Шымкента обвинили сразу в нескольких нарушениях, допущенных в сфере пассажирских перевозок. Тему обсудили на выездном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Встреча прошла на базе департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по ЮКО с участием представителей областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ТОО "Центр диспетчерской службы", Ассоциации автоперевозчиков "Южавтотранс".

Участники встречи назвали три системных проблемы:

  • акимат города принуждает автоперевозчиков заключать договоры с завышенными для автобусных компаний условиями;
  • требует от перевозчиков необоснованно частого обновления автобусного парка;
  • вынуждает заключать договора с диспетчерской службой.

Перевозчики заявили, что к ним предъявляют завышенные требования через заключение нетиповых договоров с автобусными компаниями. Палата неоднократно поднимала этот вопрос совместно с прокуратурой области, которая еще в 2014 году внесла представление акиму Шымкента об устранении нарушений. Акимат должен был привести договоры организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров в соответствие с типовым договором, утверждённым постановлением Правительства РК от 27 июня 2011 года №716. Но требование не было выполнено.


В Совете по защите прав предпринимателей настаивают на проведении проверок / Фото atameken.kz

К примеру, в требованиях договоров акимата Шымкента есть такие пункты: "использование автобусов не менее восьми метров в длину", "закупка новых автобусов в течение 180 дней с даты заключения договора". В типовых договорах таких требований нет. В приложении №1 к типовой форме договора и вовсе написано, что регулярность обновления транспорта зависит от срока эксплуатации. Минимальный срок эксплуатации автобуса составляет семь лет.

"В 2006 году, когда акимат дал задание обновить автобусный парк, я взял в кредит 36 южнокорейских автобусов. В 2010 году меня снова заставили обновить парк – закупил тогда ещё 10 новых автобусов. В 2013 году, когда акимат снова потребовал обновить автопарк, отказался. После этого у меня забрали маршруты. Из оставшихся двух маршрутов меня вынудили отдать ещё один. Это очень серьёзный удар. Как мне закрывать 168 млн кредитных долгов одним лишь маршрутом?" – посетовал директор ТОО "КиУ" Отебай Тойбол.

Подобная ситуация сложилась у немалого числа автоперевозчиков Шымкента. Директор автобусной компании "Санжар-Моторс" Еликбай Токбергенов обратился к членам совета и городским властям: "Не надо нам помогать, просто дайте нам спокойно отработать до конца условия договора и, пока не расплатимся с кредитами, не забирайте у нас маршруты".

Акимат Шымкента в 2006 году создал предприятие по оказанию услуг диспетчерской службы – ТОО "Центр диспетчерской службы" (ЦДС) со 100-процентным участием государства в лице аппарата акима города. Целью было контролировать и отслеживать регулярность движения пассажирских автобусов, которые снабдили GPS-навигаторами. IT-компания ТОО "KazITServise", у которой ЦДС арендует GPS-оборудование, установила сумму за аренду в 300 тенге в месяц за один автобус.

Впоследствии ЦДС увеличил штат до 30 человек, и теперь перепродаёт услуги GPS-навигаторов по 130 тенге за каждый день с одного автобуса. Ежедневно в город выезжает 1090 единиц автобусов. При этом городской отдел пассажирского транспорта принуждает заключать договоры с ЦДС. Часть перевозчиков выступила против заключения договоров с ТОО.

При этом в 2015 году 51% доли уставного капитала ТОО ЦДС передали частному лицу А. Жумадилову – бывшему заместителю начальника отдела ЖКХ городского акимата. Как заявили перевозчики, работники компании ходят по маршрутам, выискивают нарушения, оформляют акты без присутствия автовладельцев. В итоге с рынка вытесняют неугодных перевозчиков в угоду более лояльным.

"Получается, что самые большие коммерсанты у нас – это наши чиновники. Кто, на каком основании, по каким расчётам сформировал эту цену ЦДС? По сути, наши городские власти своими действиями способствуют разорению компаний", – заявил председатель Совета по защите прав предпринимателей Мелис Сейтжанов.

Члены совета настаивают на организации проверки со стороны прокуратуры области и департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по всем озвученным фактам. Также они предложили создать рабочую группу с представителями этих ведомств по проведению анализа и мониторинга ранее проведенных конкурсов на право обслуживания маршрутов.