Что случилось. Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК опубликовало на сайте "Открытые НПА" документ, в котором предлагает перевести некоторые государственные функции в области автомобильных перевозок пассажиров на саморегулирование. В документе рассматриваются основные проблемы рынка.

Нелегальные перевозки. По сведениям ассоциации такси, 92% рынка находятся "в тени" – это около 130 тысяч машин. С 1993 года перевозка пассажиров перешла в частные руки. То, чем раньше заведовало государство, теперь контролируется только совестью перевозчиков – сейчас официально зарегистрировано около 10 тысяч машин. Закон об автотранспорте, принятый в 2003 году, не установил стандарты для такси, и рынок сформировался на основах теневой экономики, констатируют авторы документа.

Старые автобусы. На нелегальном рынке автобусных перевозок качество машин никто не контролирует. Доля изношенных автобусов на регулярных международных маршрутах составляет 84%, на межобластных – 71%. По результатам социологического исследования, 17,4% респондентов не удовлетворены услугами междугородного и международного автомобильного транспорта.

Как предлагают решить проблему. Ввести саморегулирование с обязательным членством в организации перевозчиков. Таким образом, некоторые государственные функции по контролю сферы передадут перевозчикам. В МИИР полагают, что перевозчики смогут сами принимать необходимые стандарты, правила и организационные решения быстрее, чем государственные органы. Это позволит им не допускать на рынок недобросовестных участников. Разработчики документа ожидают, что после принятия этой нормы доля нелегальных машин за пять лет снизится на 15%, доля изношенных автобусов на 20%, а доля ДТП, происходящих по вине водителей автобусов, – на 25%.

Почему это важно знать. Незарегистрированные перевозчики конкурируют с добросовестными компаниями, которые из-за этого не получают достаточного финансирования на развитие автопарка. Отсутствие регулирования на рынке такси и автобусов приводит к тому, что каждая поездка становится рискованной. В 2021 году произошло 379 ДТП с участием автобусов, в которых погибли 38 человек. За восемь месяцев 2022 года зарегистрировано 198 таких ДТП с 21 погибшим. Государственные органы не могут контролировать эту сферу из-за недостатка кадров, финансовых возможностей и времени на принятие актуальных законов.

Публичное обсуждение документа продлится до 15 ноября.


Читайте также: