Отвечая на вопрос ведущего РБК Даниила Бабича, председатель Национального банка РК Данияр Акишев рассказал, за счёт чего удалось снизить инфляцию.

"В первую очередь сокращение потребительского спроса – это очевидно. Потребление сократилось, соответственно, это будет ключевой задачей для Нацбанка, возможно, как и для Центрального банка РФ, когда мы выходим на эту траекторию таргета с тем, чтобы затем контролирование инфляции не привело к сокращению экономической активности. Важно будет найти этот баланс в последующем. 2016 год для нас был неким антикризисным упражнением, когда нам необходимо было любыми способами вернуться к однозначному значению, иначе в этих условиях невозможны ни инвестиционная активность, ни планирование какой-то экономической деятельности. Задача 2017 года состоит в том, каким образом мы восстанавливаем кредитование в экономике, чтобы начали работать кредитные каналы, чтобы процентная ставка Нацбанка имела однозначно эффективный механизм воздействия на реальный сектор экономики. С другой стороны, мы хотим не допустить раскрутки инфляционной спирали и объективно видим, что для этого есть все возможности".

Данияр Акишев отметил, что прогнозы экспертов на 2016 год были пессимистичными: процесс девальвации национальной валюты продолжится, а макроэкономические показатели, заложенные в параметрах бюджета и политики, не будут выдержаны. Но эти прогнозы не сбылись. Этот успех глава Нацбанка объяснил совместной работой с Правительством РК.

"В Казахстане мы смогли пройти этот период, когда происходит эффект переноса от корректировки обменного курса на внутренние цены, он у нас был таким же, как в России год назад. У нас пик инфляции был в июле 2016 года, когда инфляция достигала почти 18% в годовом выражении. На конец ноября этого года инфляция в годовом выражении снизилась до 8,7%. То есть мы вернулись в зону однозначной цифры по размеру инфляции. Поэтому это можно занести в актив не только Национального банка, но и Правительства РК, нашей совместной работы, потому что помимо всего есть эффект базы, когда большие значения инфляции потихоньку начинают выходить из расчёта, который был в прошлом году. Тем не менее я считаю, что была проведена достаточно эффективная работа по недопущению необоснованного роста цен, особенно в сфере монопольной, либо там, где ограничена конкуренция", – отметил Акишев.

По мнению Акишева, в первые месяцы 2017 года процент инфляции будет менее 8%. Достижение этой цифры реально, считает главный банкир Казахстана, а как пример приводит Центральный банк России.

"У нас также есть среднесрочная цель по инфляции. Это инфляция в 4% в годовом выражении к 2020 году. Все параметры, которые мы закладываем для себя на период до 2020 года, выстраиваются в постепенном достижении инфляции 4%. Опыт России, в частности Центрального банка РФ, показывает, что такая постановка задачи реальна и цель достижима. Мы смотрим, и если, образно говоря, отстаём от России во временном промежутке реагирования на изменение мировых цен на нефть и другие товары грубо на год, может, чуть меньше, то, соответственно, эффект более значительного снижения инфляции мы увидим в 2017 году", – сказал Акишев.

Акишев надеется, что при коммерческой добыче нефти на месторождении Кашаган будут достигнуты плановые объёмы, а рост цен на нефть может повлиять на улучшение экономики Казахстана.