20 особняков решено снести в живописном микрорайоне Алматы для строительства метро
Жители микрорайона Жайлы в Алматы против того, чтобы их дома сносили.О принудительном изъятии земель у собственников в алматинском микрорайоне Жайлы сообщил в своём аккаунте в Facebook юрист по земельным вопросам Бакытжан Базарбек. Эти земли понадобились для строительства станции метро "Калкаман".
"Власти города изымают удивительно красивый уголок Алматы: зелёный замкнутый оазис внутри города с густыми деревьями, красивыми двухуровневыми домиками в стиле пригорода Амстердама или Стокгольма, с цветочными клумбами и лужайками, ухоженными детскими площадками, собственными замкнутыми улицами, аккуратно почищенным зелёным газоном, красиво побритыми деревьями. Маленькая тихая и уютная алматинская Швейцария скоро перестанет быть ею, запылится в повседневной суете строительной техники с перспективой превратиться в повседневную заурядную часть бурной жизни мегаполиса", – написал Бакытжан Базарбек.
Юрист отметил, что в КГП "Метрополитен" и ТОО " Метропроект" от него пытались всячески скрыть информацию под предлогом госсекретов. За два месяца он направил более 14 запросов в 10 госорганов. Ему удалось выяснить, что первые постановления по изъятию земель начнут выносить в конце 2018 года.
"Но денег нет. Вы не ослышались. Но есть грандиозные планы построить третью ветку метрополитена", – добавил юрист.
По словам жителей, многие здесь покупали дома за бешеные деньги во многом из-за красивой природы: многолетних ёлок, сосен, берёз, среди которых водятся фазаны. Семья Елены Горис приобрела себе домик в Жайлы 11 лет назад, их привлекли тишина, уют, спокойствие, шикарная детская площадка. Её дом не попадает под снос, однако у неё, как и у других жителей, болит душа за микрорайон, его целостность.
"Это оазис красоты, Швейцария в Казахстане, такого я не видела. Мы заезжаем сюда будто на другую планету. Сейчас на нашу территорию вторгается государство. И нам приходится бороться за своё же. Это парадокс Казахстана – всегда бороться за своё почему-то. Здесь могут войти на территорию частного сектора и отобрать наши же земли. И, выходит, всем всё равно, кроме самих жильцов, которые заплатили немалые деньги. Нашу тишину, уют и спокойствие разрушают", – сказала Елена Горис.
В акимате Алматы информацию подтвердили – изъять планируют имущество 20 собственников. Причём жители микрорайона не могут остановить этот процесс, они лишь имеют право не согласиться с суммой компенсации. По нынешнему законодательству сумму земельного участка определяют исходя из договора купли-продажи. А оценку домов проведёт независимая оценочная компания. Уведомления об изъятии жители Жайлы уже получили.
"В случае несогласия с предложенной суммой компенсации за изымаемое недвижимое имущество в соответствии со статьёй 69 Закона РК "О государственном имуществе" собственник в течение одного месяца с момента получения уведомления о принудительном отчуждении вправе инициировать согласительные процедуры путём подачи соответствующего обращения в местный исполнительный орган, который обязан организовать повторную независимую оценку стоимости изымаемого недвижимого имущества", – ответили в акимате на официальный запрос Informburo.kz.
В ответе добавили, что, если собственники и акимат не придут к консенсусу, то сумму компенсации определят в судебном порядке.
Вопрос о том, сколько средств планируют затратить на строительство станции, в акимате Алматы проигнорировали.
Читайте также: В Алматы запланировали изъятие земель для строительства BRT, музея и расширения дороги
В КГП "Метрополитен" сообщили, что станция метро является бюджетно-инвестиционным проектом. Строить его будут три года, начало строительства зависит от того, когда на него выделят бюджетные деньги.
В ГКП отметили, что линию метрополитена будут развивать в западном направлении, которое охватывает спальные районы города, такие как микрорайоны №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, Жетысу, Жетысу-2, Жетысу-4, Мамыр, Мамыр-5, Мамыр-7, Жайлы, Калкаман.
"Развитие линии в этом направлении обеспечит увязку пригородных маршрутов общественного транспорта и пассажиропотока из пригорода и спальных районов с центром города, тем самым обеспечит возможность ограничения въезда в город личного автомобильного транспорта населения из пригородной зоны, что, безусловно, отразится на экологической составляющей и общей дорожной ситуации в городе.
Улучшение работы общественного транспорта является очень важным для экономического развития города и благосостояния его населения, а также качества жизни людей", – подчеркнули в "Метрополитене".
По информации ГКП, сейчас услугами метро в Алматы пользуются более 56 тысяч человек в сутки. Планируемая нагрузка на станцию "Калкаман" составляет более 93 тысяч человек.
Юрист Бакытжан Базарбек привёл в пример опыт европейских стран, где право на частную собственность является неприкосновенным.
"В начале июня посещал Вену и встречался с представителем юстиции города. Он рассказал мне интересную историю. Проектируют крупный международный автобан в сторону Италии. Договорились об изъятии со всеми землевладельцами, кроме одного. Он оказался потомственным крестьянином. С собственником земли поочередно не могут договориться представители мэрии города, юстиции, правительства. Крестьянин наотрез отказался от компенсации, которая в десятки раз превышает стоимость его земли", – вспоминает юрист.
В итоге правительство Австрии отказалось от прежнего проекта международного автобана, внесло в него изменения, оплатив страховые суммы за сорванные сроки, увеличило стоимость проекта из-за изменения координат трассы.
"На мой вопрос "Что, ради одного крестьянина пошли на такие затраты и риски?" австрийский чиновник ответил, что у них права частного физического лица превыше публичных государственных интересов. И он спросил меня: "А что, у вас по-другому?". Я потерял дар речи, меня будто бы облили холодной водой.
Смог только вымолвить: "Да, у нас совсем по-другому", – рассказал Бакытжан Базарбек.
В прошлом году Министерство юстиции предложило норму, по которой земли для госнужд будут изыматься справедливо – по рыночной стоимости. Документ до сих пор находится на рассмотрении в Мажилисе.