Сланцевый закат
Сланцевые компании, сопротивляясь жёсткому давлению низких нефтяных котировок, пытаются свести концы с концами и избежать массового банкротства, но пузырь на рынке долговых обязательств продолжает расти.
В 2015 году финансовые трудности компаний не привели к снижению добычи нефти в США. По данным Управления энергетической информации США (EIA), на начало этого года нефтедобыча в стране составила 9,2 млрд баррелей, что на 1% выше, чем в январе 2015 года, когда нефть была на 40% дороже. Падение нефтяных цен должно было стать катастрофой для сланцевых компаний, но они сделали всё, чтобы не снижать объёмы добычи.
Остановили 60% буровых установок, сократили тысячи сотрудников, увеличили скорость бурения, отложили разработку новых месторождений, улучшили технологию гидроразрыва пластов, максимизировав отдачу с каждой скважины. Кроме того, в начале года было относительно легко привлечь капитал путём размещения на рынке высокодоходных облигаций, и ставка в 15-17% годовых перевешивала в глазах спекулянтов более чем вероятный риск банкротства. В итоге добыча продемонстрировала рост, но теперь таких возможностей у компаний нет: они исчерпали весь свой антикризисный потенциал.
EIA прогнозирует, что ежедневная добыча сланцевой нефти в феврале снизится по сравнению с январём на 116 000 баррелей (до 4,83 млн в сутки). Самое большое снижение ожидается на месторождениях Eagle Ford в Техасе, где оно может сократиться на 72 000 баррелей в сутки (до 1,14 млн). На месторождениях Bakken в Северной Дакоте прогнозируется падение на 24 000 баррелей (до 1,1 млн баррелей), на Niobrara – на 23 000 баррелей (до 371 000).
Практически, единственным из всех сланцевых регионов, который может рассчитывать на заметный (до 11 000 баррелей в сутки) рост производства нефти, останется Permian в Западном Техасе. Однако его предполагаемые успехи не смогут компенсировать общие потери сланцевого сектора США. В консалтинговой компании Energy Aspects ожидают, что к апрелю совокупная добыча нефти в стране снизится примерно на 1 млн баррелей в день.
Сохранение "медвежьего" тренда в формировании цен не добавляет оптимизма нефтедобывающему бизнесу в целом и сланцевому, в частности. Несмотря на то, что основной массе сланцевых компаний пока удалось избежать краха, который в ушедшем году им предрекали многие аналитики, его призрак по-прежнему бродит по просторам сланцевых месторождений. И это понятно. Источником сланцевого бума последнего десятилетия служило дешёвое финансирование, низкие процентные ставки обеспечивали волну кредитования, которая подпитывала рост добычи.
Сегодня компании, добывающие сланцевую нефть, столкнулись с отказом в предоставлении им дальнейших кредитных линий. Учитывая, что при нынешних низких ценах на нефть многие американские сланцевые компании не только не вышли на уровень рентабельности, но и даже не начали добычу, из привлекательных для инвестиций предприятий они рядами и колоннами переходят в разряд потенциальных банкротов. Более половины из них обанкротятся, прежде чем рынок достигнет равновесия.
По неофициальным данным, до 40% объём кредитной нагрузки американских средних банков приходится непосредственно на сланцевые предприятия. Но где могут перекредитоваться эти банки? Конечно, в крупных финансовых институтах. Поэтому крах значительного числа мелких и средних банков "сланцевого пояса" повлечёт за собой и серьёзные трудности для крупных кредитных организаций США.
Выручка компаний снижается вместе с падением цен на нефть, и получать кредитные ресурсы становится всё труднее. Планируемое Федеральной резервной системой повышение процентных ставок усилит беды энергетиков. Даже те, кто сможет доказать банкам свою платёжеспособность, за обслуживание долга будут платить больше.
Растущие затраты на погашение процентов истощают финансы компаний. К примеру, разрабатывающая в Северной Дакоте Баккеновскую формацию компания Continental Resources Inc., платит по процентам почти столько же, сколько ExxonMobil Corp., хотя меньше её раз в двадцать. Никогда ранее сланцевые компании не тратили столь значительную долю выручки на уплату процентов по кредитам.
По расчётам EIA, только во II квартале прошлого года американские компании добывающие нефть на суше, тратили на обслуживание долга до 80% операционных средств. Сейчас цены на нефть значительно ниже, а ситуация ещё хуже. В консалтинговой компании AlixPartners полагают, что при нынешних ценах нефтегазовые компании Северной Америки в общей сложности еженедельно теряют около 2 млрд долларов.
Сланцевые компании за прошедший год увеличили долги в 2-3 раза: если в начале года объём заимствований находился на отметке 100 млрд долларов, то сейчас – 250-300 млрд долларов. Причём 300 млрд долгов сланцевых компаний – это лишь вершина айсберга. Сотрудники этих компаний под будущие высокие зарплаты также набрали кредитов у тех же банков.
За последний квартал ушедшего года 9 нефтегазовых компаний, совокупный долг которых оценивается в 2 млрд долларов, подали иск о признании их банкротами. Ещё 18 компаний находятся в процессе банкротства. По экспертным оценкам, при сохранении текущих цен хотя бы в течение полугода с рынка может исчезнуть до 50% всех сланцевых компаний. При этом главная причина банкротства – просроченные платежи по кредитам. Положение усугубляется тем, что сроки хеджевых контрактов, защищающих производителей от будущего падения цен, истекают, а заключению новых препятствуют пессимистические ценовые прогнозы.
Выбор у сланцевых компаний незавидный: банкротство, значительные уступки кредиторам в обмен на списание части долга или распродажа активов. Крупные слияния или поглощения маловероятны, поскольку покупателям придётся покрывать долги приобретаемых компаний. Моментом истины станет апрель, когда банки начнут пересматривать объём кредитования нефтяных компаний.
Многие из компаний ждут, что их кредитные лимиты будут урезаны из-за снижения стоимости их запасов нефти и газа. Так, если в январе 2015 года низкие цены на нефть добили WBH Energy из Техаса (с долгами всего в 12 млн долларов), то сегодня из последних сил пытается договориться с кредиторами один из пионеров сланцевой революции – вторая по величине американская сланцевая компания Chesapeake Energy. Её долги торгуются вчетверо дешевле номинала: за них дают всего лишь по 27 центов за доллар.
Пока одни сланцевые компании готовятся к банкротству, другие пытаются договариваться с кредиторами на частичное списание долгов или усиливать атаки на держателей своих акций, спад производства продолжает захватывать всё большие регионы нефтедобычи. Что будет происходить на сланцевых полях при падающих нефтяных ценах и огромных долгах сланцевых компаний?
Добыча на месторождениях будет сначала стагнировать, затем начнёт быстро сокращаться, ставя жирный нефтяной крест на американской сланцевой революции. Компаниям остаётся только банкротиться. Уход сланцевых компаний с рынка создаст дефицит нефти, и цены на неё устремятся вверх. Стратегия ОПЕК по вытеснению с рынка американских сланцевых компаний покажет свою успешность. Конец игры.