На нефтяном рынке слишком много игроков, а максимальные доли – в 10% –только у России, Саудовской Аравии и США.

30 ноября страны-члены ОПЕК, впервые за восемь лет, сумели согласовать объёмы сокращения нефтедобычи. Соглашение, предусматривающее снижение суточной добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки до оговорённого в Алжире уровня – 32,5 млн баррелей, – должно вступить в силу 1 января 2017 года.

При этом лидер картеля – взвалившая на себя основное бремя снижения добычи Саудовская Аравия – сократит ежесуточное производство до 10,06 млн баррелей (на 486 000 баррелей). Более того, Эр-Рияд пошёл на компромисс со своим заклятым оппонентом Ираном, согласившись на сохранение им практически досанкционного уровня добычи. Другие члены картеля также должны снизить производство, за исключением Ливии и Нигерии, где добыча находится на низком уровне.

Тем не менее итоги начавшегося в феврале согласованием позиций России и трёх стран ОПЕК (Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы) по заморозке объёмов нефтедобычи и завершившегося ноябрьским саммитом ОПЕК нефтяного шоу не впечатляют: гора родила мышь.

Безусловно, достигнутое ОПЕК соглашение окажет стабилизирующее влияние на цены, но мало что изменит на нефтяном рынке. За счёт скачка цен поставщики нефти в очередной раз получат дополнительную прибыль. И это понятно. Рынок нефти среди мировых товарных рынков самый спекулятивный. Цены на нём определяются не столько балансом спроса и предложения, сколько интерпретациями статистики, политических событий и заявлений, слухами о договорённостях. При этом по ряду стран ОПЕК (Ираку, Алжиру, Нигерии, Ливии) нет точной статистики. В итоге Bloomberg в ноябре показывает добычу картеля в 34,02 млн баррелей, тогда как Международное энергетическое агентство (IEA) – в 34,28 млн баррелей.

Ограничение объёма ежесуточной добычи до 32,5 млн баррелей выглядит снижением только на фоне пиковых значений последних месяцев. Сможет ли согласованный объём снижения ликвидировать дисбаланс на рынке, если по данным самого ОПЕК превышение предложения над спросом в октябре составляло 2,51 млн баррелей? Конечно, нет.

Начавшийся в преддверии саммита рост стоимости барреля после принятия решения о сокращении нефтедобычи преодолел 54-долларовый рубеж, но ожидать, что он там задержится, не стоит. Поскольку влияние ОПЕК носит ограниченный характер, то этот тренд не будет длительным, баррель откатится назад, и существенных ценовых изменений на биржах не произойдёт.

По словам президента ОПЕК, министра энергетики и промышленности Катара Мохаммеда бен Салеха ас-Сада сокращение добычи странами картеля возможно, если другие производители нефти, не входящие в ОПЕК, снизят совокупное производство нефти на 600 000 баррелей в сутки. При этом Россия собирается снизить добычу на 300 000 баррелей в день (15 млн тонн в год), что при рекордном уровне в 11,25 млн баррелей не несёт ей серьёзных проблем и даже может способствовать вытаскиванию вверх привязанной к нефтяным котировкам цены на газ. У неё (как и у Саудовской Аравии), полагают многие аналитики, достигнут некоторый максимальный уровень добычи, и потенциал роста исчерпан. Обе страны пытаются, таким образом, показать, что подошли к этому не естественным путём, а потому, что приняли такое политическое решение.

ОПЕК рассчитывает привлечь к сокращению производства также Мексику, Боливию, Оман, Азербайджан, Казахстан, другие не входящие в картель страны. Переговоры с ними ОПЕК планирует провести 10 декабря. Пока сложно сказать, кто из них пойдёт навстречу картелю. Например, Норвегия не собирается сокращать добычу.

Казахстан, несмотря на заявление о поддержке усилий по заморозке объёмов нефтедобычи, вряд ли реально сможет это сделать. Разрабатывающие основные месторождения – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – компании имеют иностранных инвесторов и работают по соглашениям о разделе продукции, в которых подобное сокращение не предусмотрено. Формально указание о снижении производства власти могут дать только "КазМунайГазу", но у него по объективным причинам и так происходит падение объёмов добычи.

За решением должно последовать реальное сокращение добычи. Однако (несмотря на создание специального комитета, который будет контролировать исполнение договорённостей) есть большие сомнения в том, что соглашение будет полностью соблюдаться: нет ограничений на прирост экспорта, вне рамок осталась и добыча конденсата. Тем более что вследствие слабой дисциплины в картеле установленные в нём квоты долгие годы были лишь формальностью и неоднократно нарушались. Так, за последние 16 лет страны ОПЕК лишь 5 месяцев добывали нефть в предусмотренных квотами объёмах. Нет и гарантии, что по истечении действия договорённости члены ОПЕК придут к консенсусу по её продлению.

Таким образом, договорённость ОПЕК не сможет убрать избыток предложения сырья на рынке, но может привести к постепенному снижению запасов нефти в течение следующего года, если действие договорённости будет продлено, установленные квоты будут соблюдаться и к сделке присоединятся страны-экспортёры, не являющиеся членами картеля. Ждать, что среднегодовая цена барреля превысит 60 долларов, не приходится.

В среднесрочной перспективе ситуация во многом зависит от способности США увеличить добычу и вызвать дисбаланс на рынке. Рост цены барреля спровоцирует возобновление добычи сланцевой нефти в США, где избранный президентом Дональд Трамп обещает льготы для нефтяников и снятие ограничений на бурение. В случае, если сланцевая нефть бурным потоком вновь потечёт на рынок, с лихвой компенсируя урезанные было объёмы, то те, кто сократил добычу, просто потеряют свою долю рынка.