Совокупность различных факторов препятствует поднятию котировок выше 60 долларов. Как показывает практика, на цену нефти слабо влияют спрос и предложение, значительно сильнее – множество экономических и политических факторов, спекулятивный интерес крупнейших трейдеров. И текущее состояние нефтяных котировок, когда в ноябре был зафиксирован рекордный уровень добычи нефти, наглядный тому пример.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в этот месяц мировые поставки нефти выросли до рекордных 98,2 млн баррелей в сутки. При этом, компенсируя эффект от планируемого производственного сокращения, уровень добычи в странах ОПЕК превысил официальную оценку картеля на 500 000 баррелей и подскочил до исторического максимума в 34,2 млн баррелей в сутки. Получается, что картелю надо сокращать уже не 1,2 млн, а 1,7 млн баррелей.

Однако, несмотря на то что соглашение ещё не вступило в силу, цена барреля сорта Brent взлетела на 6%, до отметки почти 58 долларов, но не удержавшись на достигнутом уровне, вскоре пошла вниз, и сегодня баррель торгуется около 54 долларов. Как видим, одни только новости о достижении соглашений по сокращению добычи вызывают рост нефтяных котировок и бюджеты стран-нефтеэкспортёров получают очередной приток дополнительной нефтяной выручки.

Безусловно, в мировом масштабе обещанное сокращение добычи выглядит довольно скромно и сложившаяся коалиция нефтедобывающих стран не имеет долгосрочной перспективы. Тем более что ряд стран освобождён от этой договорённости и будет продолжать наращивать свою добычу. В частности, Ливия и Нигерия не приняли никаких обязательств по сокращению добычи. Почти на треть (до 2,1 млн баррелей в день) выросла в октябре добыча жидких углеводородов на норвежских месторождениях.

В 2017 году крупнейший производитель нефти в Канаде – компания Canadian Natural Resources намерена увеличить добычу нефти на 6-8%. Вырастет (на 148 000 баррелей в день до 2,6 млн баррелей) добыча в Бразилии. В Wall Street Journal появилась статья, в которой сообщается, что Ирак намерен нарушить достигнутые договорённости: в январе госкомпания SOMO планирует увеличить поставки своей нефти в сравнении с октябрьскими уровнями на 7% (до 3,53 млн баррелей в день).

Дополнительный негатив, оказывающий давление на стоимость нефти, пришёл из США, где недельные данные по запасам показали прирост и принято решение о повышении процентных ставок ФРС. Поскольку нефть торгуется в американской валюте, то повышение ставок ФРС означает удешевление цены на нефть в долларах. В следующем году обещают неоднократное повышение ставок ФРС. Активно увеличивая число нефтяных буровых установок (с 316 вышек в мае до 498 по состоянию на 9 декабря), в США наращивают объёмы добычи сланцевые компании, которые будут занимать освобождающуюся долю рынка.

Котировки в 60 долларов за баррель – подарок для отощавших бюджетов стран-нефтеэкспортёров. Но достижение этого показателя вовсе не гарантировано. Согласно прогнозу инвестиционного банка Goldman Sachs, в среднесрочной перспективе цен на нефть выше 55 долларов за баррель ждать не стоит: при достижении такой цены в 2017 году сланцевые нефтедобытчики США готовы выбрасывать на рынок около 800 000 баррелей в сутки.

Для контроля достигнутых договорённостей создан мониторинговый комитет в составе трёх стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла и Кувейт) и двух внекартельных (Оман и Россия) стран. Тем не менее по большей части сделке придётся опираться на самодисциплину участников. Однако репутация картеля как постоянного нарушителя собственных обязательств по квотам и уязвимость некоторых условий заключённого соглашения не внушают особого оптимизма.

Становится ясно, что для достижения целевого уровня добычи ОПЕК в 32,5 млн баррелей в день картелю потребуется уменьшить добычу намного больше, чем на согласованные объёмы. Напомним, что ОПЕК заявила о планах с 1 января 2017 года сократить своё производство нефти на 1,2 млн баррелей в сутки. Суммарный объём сокращения вне ОПЕК составит 558 000 баррелей. Россия обязалась сократить производство на 300 000 баррелей в день (до уровня в 10,947 тыс. баррелей в сутки). Остальные объёмы будут сокращены другими десятью странами. Так, Мексика будет добывать меньше на 100 000 баррелей, Азербайджан на 30 000, Малайзия – на 20 000 баррелей, Экваториальная Гвинея – на 12 000, Бахрейн – на 10 000, Южный Судан – 8000, Бруней и Судан – по 4000 баррелей в сутки. Общее сокращение добычи нефти теоретически составит 1,7-1,8 млн баррелей в сутки. Принимавшая участие в переговорах Боливия отказалась от сокращения.

Что касается Казахстана, то руководство страны заявило о готовности сократить ежесуточную добычу с ноябрьских показателей в 1,7 млн баррелей на 20 000 баррелей. Однако такое сокращение добычи вряд ли нанесёт ущерб отечественному нефтяному экспорту: его можно сохранить на прежнем уровне или даже увеличить за счёт уменьшения объёмов внутренней переработки. Тем более что, как и ожидалось, сокращение добычи нефти не затронет крупные (Карачаганак, Кашаган, Тенгиз) проекты.

Пересматривать планы для достижения необходимого уровня придётся на месторождениях с естественным падением добычи в Актюбинской и Кызылординской областях. Переносится на второе полугодие запланированное увеличение добычи на месторождениях в Западно-Казахстанской области. Таким образом, можно согласиться с министром энергетики Канатом Бозумбаевым, что суточное сокращение добычи нефти на 20 тыс. баррелей является "символическим", но даёт "сигнал для рынка, что Казахстан вместе с другими странами ОПЕК поддерживает ограничение добычи".

Между тем за 10 месяцев текущего года в республике добыто 53,7 млн тонн нефти и 10,1 млн тонн конденсата, что составляет, соответственно, 97,5% и 95,6% от аналогичного периода 2015 года. В середине ноября Минэнерго Казахстана сообщило, что в 2017 году планируется добыть около 80 млн тонн нефти против запланированных на текущий год 75,5 млн тонн. А как же предстоящая в следующем году пролонгация соглашения о сокращении добычи?

В дальнейшем только на Кашагане добычу нефти планируется увеличить до 13 млн тонн. При этом, по словам главы энергетического ведомства, предполагается, что "к 2020 году переработка в объёме 15,8 млн тонн нефти будет достаточной для потребностей внутреннего рынка ГСМ". Но буквально ещё вчера нас уверяли, что прошедшие модернизацию НПЗ будут перерабатывать 18,5 млн тонн сырья. Опять всё на экспорт? Как видим, все заявления властей начать жить без нефтяной халявы остаются не более чем декларациями.