Приостановка добычи на Тенгизе ещё раз показала, какая хрупкая сырьевая экономика. Кальция пока мало в экономических костях. Чего строили, то и получили. Когда одно месторождение даёт чуть ли не 30% всей добычи нефти в стране, такая технологическая пауза превращается в макроэкономический f*ck-тор. Важно, жизненно важно использовать госинфраструктуру, но самим выстраивать проекты.

Бизнес, переработка, производство зависят от субсидий на 20%. Но 80% – всё же собственная воля бизнесмена.

Так что пока забудьте про ГРОМКИЕ победы в экономике и 10-процентном росте.

Когда тебе 11–12 лет, ты радуешься первым усикам, пробивающимся под носом. Научился подтягиваться три раза вместо одного – уже трёхкратный рост. Но стране уже 35 лет, слава богу. Мы уже умеем (умели) подтягиваться 30 раз кряду. Но всё же некоторые мышцы прямо скажу, одрябли, коленки где-то саднит после падения и где-то щёлкает в щиколотке. Да и шумит порой между ушами. И мы, я так понимаю, сейчас вступили на 36-й километр 1000-километрового марафона.

Те, кто бегал изнурительный марш-бросок на десятки километров, прекрасно меня понимают. Есть определённое утомление, часто не всегда мы понимаем, зачем бежим, если можно лечь под благодарные ноги соперников, которые нам оттопчут мозг. А бежать мало, ещё надо смотреть по сторонам в поисках засады. И не все суставы синхронно двигаются ещё.

Важно это понять и госаппарату: пубертатный период 14 лет с усиками – позади. Походил полгода в спортзал, и уже не оторваться от зеркала, как быстро всё растёт. Нас же впереди ждёт сложный, архисложный период роста, где каждый сантиметр бицепса и минус один килограмм жира даётся серьёзными усилиями.

Мы уже не тот Казахстан конца 90-х, когда подписание СРП давала плюс 10 к карме, положительное рейтинговое решение и двузначные цифры роста ВВП. Когда ты маленький, всё полегче. Поел-покакал и уже молодец!

Рост сырьевой экономики простой: пустить иностранцев разбурить перспективные блоки, найти нефть-газ, дать им построить трубу и подниматься на чужом приливе. Сегодня, наверное, около 50–55% экспортной выручки страны формируется нефтью и нефтепродуктами, а до 40% доходов бюджета прямо или косвенно зависят от нефтегазового сектора.

А вот переработка в среднем бизнесе – это не миллиардные бурения подсолевых запасов, а чаще просто десяток-другой миллионов долларов вложений частного бизнеса, половина оборудования в лизинг. Зато усложнение экспорта, усложнение экономики, мучительный поиск инженеров, которые умеют обращаться с новейшим оборудованием (которого у нас в избытке). При этом обрабатывающая промышленность даёт лишь 12–13% ВВП, тогда как добывающий сектор доминирует.

Этот десяток или даже сотня миллионов долларов вложений ЧАСТНОГО бизнеса вообще не смотрятся в отчёте, в индексе физического объёма или ещё в какой-нибудь презентации-буриме.

При этом надо чётко осознать, что государство не сможет само диверсифицировать экономику, потому что разнообразие производства, решение сложных ежедневных управленческих задач не должно идти от госаппарата. Это частный бизнес может не спать ночами и внедрять сложные процессы. Государство максимум может дать 20–25% бизнесу, чтобы он остальное в каком-нибудь Гермесе или DFC занял.

Поэтому для естественного прироста экономики одних субсидий мало. Это всегда усилия собственно бизнеса, как маленькие, но важные кусочки кальция, которые оседают в костяке экономики.

Как ни странно, в этом смысле курс тенге и слабая накопительная способность с нами могут сыграть хорошую шутку. В своё время в Германии буквально каждое поколение менялась валюта. И бюргеры поняли, что важны даже не накопления, а своё дело. У нас пока это квартиры (2–3 квартиры под сдачу), но постепенно это должно замениться бизнесом ближе к производству, ремонту и улучшению. Бизнес, основанный только на продаже чужой продукции без улучшения или с минимальными улучшениями, вероятнее всего, будет страдать и выживет один из пяти. Дело не в налогах, эти проблемы давно назревали. Не может экономика быть выстроена на чистой перепродаже и потреблении нефтедолларов.

Опубликовано на странице эксперта в Facebook.