Государственное регулирование авиационной отрасли – это важный и даже в какой-то степени болезненный вопрос. Именно над ним Международный совет аэропортов Европы (ACI Europe), который я представляю, работает с правительством Казахстана. Правила регулирования авиаиндустрии достаточно устарели. Все мы унаследовали регуляторные рамки из прошлого. Но они не рассчитаны на те темпы модернизации, которые нужны сегодня.

В первую очередь в глаза бросаются низкие сборы аэропортов – те суммы, которые авиаперевозчики выплачивают за право пользоваться инфраструктурой. По сравнению со странами Центральной Азии в РК сборы довольно низкие. А если сравнивать со странами Европы, то разрыв оказывается ещё больше. Это приводит к тому, что казахстанские аэропорты часто не могут покрыть даже собственные затраты. Это тормозит развитие. Поэтому Международная организация гражданской авиации (ICAO) продвигает идею о повышении сборов казахстанских аэропортов

Почему это важно? Каждый аэропорт должен быть финансово устойчивым. Только в таких условиях можно заниматься долгосрочным планированием, повышать качество услуг, внедрять цифровые решения и экологические стандарты. Спустя некоторое время после повышения сборов казахстанцы смогут на себе ощутить все преимущества этой стратегии. 

Что касается цен на авиабилеты, то не стоит бояться резкого повышения. Ведь цена в большей степени формируется под воздействием конкуренции. То есть авиаперевозчики опираются не на свои расходы, а на максимальную прибыль, которую они способны извлечь в сложившейся ситуации. Мы провели исследование и пришли к нетривиальному выводу: даже если все аэропорты будут предоставлять свои услуги бесплатно, цены на билеты не упадут.

Казахстанские аэропорты должны чувствовать общность с остальным миром, то есть создавать благоприятную среду для прихода разных авиалиний. Чем выше качество услуг, тем больше авиалиний заинтересованы в гавани. Чем больше авиалиний представлено на рынке, тем выше конкуренция. А именно конкуренция является фактором сдерживания цен.

К росту цен, как ни странно, приводит недостаточная пропускная способность аэропортов и, как следствие, изолированность казахстанского рынка. В такой ситуации местные авиаперевозчики получают огромную власть и возможность диктовать свои правила. 

Поэтому в долгосрочной перспективе увеличение сбора аэропортов не приведёт к существенному увеличению цен, но при этом заметно улучшит качество инфраструктуры.