Государственное регулирование авиационной отрасли – это важный и даже в какой-то степени болезненный вопрос. Именно над ним Международный совет аэропортов Европы (ACI Europe), который я представляю, работает с правительством Казахстана. Правила регулирования авиаиндустрии достаточно устарели. Все мы унаследовали регуляторные рамки из прошлого. Но они не рассчитаны на те темпы модернизации, которые нужны сегодня.
Читайте также: Аэропорт Астаны отказался от повышения стоимости парковки после предупреждения антимонопольщиков
В первую очередь в глаза бросаются низкие сборы аэропортов – те суммы, которые авиаперевозчики выплачивают за право пользоваться инфраструктурой. По сравнению со странами Центральной Азии в РК сборы довольно низкие. А если сравнивать со странами Европы, то разрыв оказывается ещё больше. Это приводит к тому, что казахстанские аэропорты часто не могут покрыть даже собственные затраты. Это тормозит развитие. Поэтому Международная организация гражданской авиации (ICAO) продвигает идею о повышении сборов казахстанских аэропортов.
Почему это важно? Каждый аэропорт должен быть финансово устойчивым. Только в таких условиях можно заниматься долгосрочным планированием, повышать качество услуг, внедрять цифровые решения и экологические стандарты. Спустя некоторое время после повышения сборов казахстанцы смогут на себе ощутить все преимущества этой стратегии.
Что касается цен на авиабилеты, то не стоит бояться резкого повышения. Ведь цена в большей степени формируется под воздействием конкуренции. То есть авиаперевозчики опираются не на свои расходы, а на максимальную прибыль, которую они способны извлечь в сложившейся ситуации. Мы провели исследование и пришли к нетривиальному выводу: даже если все аэропорты будут предоставлять свои услуги бесплатно, цены на билеты не упадут.
Казахстанские аэропорты должны чувствовать общность с остальным миром, то есть создавать благоприятную среду для прихода разных авиалиний. Чем выше качество услуг, тем больше авиалиний заинтересованы в гавани. Чем больше авиалиний представлено на рынке, тем выше конкуренция. А именно конкуренция является фактором сдерживания цен.
К росту цен, как ни странно, приводит недостаточная пропускная способность аэропортов и, как следствие, изолированность казахстанского рынка. В такой ситуации местные авиаперевозчики получают огромную власть и возможность диктовать свои правила.
Читайте также: Некоторые пассажиры не попали на рейс FlyArystan из-за овербукинга: объяснение лоукостера
Поэтому в долгосрочной перспективе увеличение сбора аэропортов не приведёт к существенному увеличению цен, но при этом заметно улучшит качество инфраструктуры.
Читайте также:
- Сколько заплатит Air Astana за недопуск 12-летней пассажирки на рейс FlyArystan
- Аэропорт Алматы начнёт заправлять самолёты топливом Jet A-1. В чём его особенность?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🔖 ЕНПФ опубликовал пороги достаточности для использования пенсионных накоплений в 2025 году
- 3465
- 8
- 48
-
2‼️ Ставки по депозитам изменились в Казахстане в декабре
- 3025
- 0
- 12
-
3⚠️ Доброе утро! Вот и пятница настала. Предлагаем обзор главных новостей за 5 декабря
- 2733
- 0
- 5
-
4🇰🇷 Президента Южной Кореи обвиняют в попытке госпереворота
- 2416
- 0
- 25
-
5🇻🇳 Вьетнам приостановил деятельность маркетплейса Temu
- 2513
- 3
- 18
-
6🔔 Северная Африка и ЕС: Казахстан осваивает новые рынки экспорта зерновых
- 2615
- 1
- 16
-
7🎄 Миллионы на ёлки и гирлянды: оправданы ли траты акиматов на новогоднее украшение городов
- 2519
- 3
- 30
-
8🚔 Казахстанцам будет легче получить автокредит – одно из требований планируют исключить
- 2415
- 8
- 20
-
9❓ В больнице рассказали о состоянии мужчины, совершившего самоподжог в Актау
- 2394
- 13
- 47
-
10🛢 Сколько казахстанской нефти отправили за границу в этом году
- 2315
- 0
- 84