7 советов властям большого города по облегчению участи бездомных животных
Аким Алматы Бауыржан Байбек, сам много лет проживший за границей, любит решать насущные проблемы весьма разумным способом: поручить подчинённым изучить уже работающий опыт развитых стран и на этой основе принять решение. До проблемы бездомных животных у городских властей то ли не доходят руки – с людьми бы справиться, то ли проблемы этой просто не видят.
А тем временем проблема в обществе дошла до точки кипения и вылилась в митинг зоозащитников, на который акимат, кстати, дал добро. Не совсем ясно, было ли разрешение на мирное собрание выдано "для галочки", чтоб как-то уравнять соотношение разрешений и отказов в проведении митингов в Алматы, потому что реакции на требования участников протеста не было. Точнее, конечно, была – в форме ответа на официальный запрос informburo.kz.
Из двухстраничного послания и. о. руководителя управления сельского хозяйства Бауржана Абызбаева стало ясно, что никаких кардинальных реформ по решению проблемы жестокого отношения к бродячим собакам и кошкам в акимате не планируется, а Байбек, которого звали лично "полюбоваться" ужасами так называемого Центра ветеринарии, где убивают отловленных животных, туда и близко не приедет.
Правда, лёгкий проблеск наметился: "концлагерь" для животных посетил один из молодых членов Общественного совета Алматы Думан Капасов, довольным всем увиденным не остался и 22 июня пригласил всех неравнодушных для дискуссии. О её результатах читайте также на informburo.kz.
Программа стерилизации – теория и реальность
Одно из главных требований алматинских зоозащитников – радикальная смена подхода к сокращению популяции бездомных животных. Отлов и последующее убийство просят заменить на стерилизацию – операцию для особей женского пола, после которой они лишаются способности размножаться.
"Стерилизация вместо убийства" – лозунг, с которым на демонстрации выходили многие города и страны. И в теории идея выглядит вполне осуществимой: если на улицах перестанут рождаться щенки и котята – количество бездомных животных пойдёт на спад.
Но в алматинсом Управлении сельского хозяйства с этим не согласны. Такую практику назвали "неэффективной". Виной всему – тот самый всемогущий зарубежный опыт. Успешного примера применения программы стерилизации в условиях большого города, на который мог бы при принятии решения опереться акимат, в мире, к сожалению, просто не существует. Попытки были и есть, но все они упирались в то, что для результативности метода необходимо достичь 80-процентного рубежа по количеству стерилизованных самок – только тогда можно говорить о том, что популяция переходит в стадию вымирания.
Если этого не происходит, при искусственном сокращении популяции срабатывают биологические механизмы и достигается противоположный желаемому эффект: стерилизация устраняет одних детёнышей, не рождающихся у оперированных самок, но одновременно даёт возможность выжить множеству других, появившихся у ещё не стерилизованных. Ведь остаются вакантные места, не занятые потомством стерилизованных, уменьшается конкуренция в среде молодняка, повышается плодовитость самок.
Зоологи проводили успешные эксперименты с приемлемыми показателями в результате, но только в полностью изолированной среде, без притока новых выброшенных животных. Изолированным такой город, как Алматы, быть не может в принципе – всегда будет оставаться часть животных, недоступных для операции. Взять тот же частный сектор, где дворовые собаки зачастую свободно передвигаются и плодятся, как им велит природа.
Отрывочные сведения о том, что "на Западе массово стерилизуют собак", у нас зачастую принимаются за свидетельство успешного использования там программы по стерилизации бездомных собак. Но на самом деле в развитых странах для борьбы с перепроизводством массово стерилизуют владельческих собак, а также бывших бездомных собак в приютах перед передачей новому владельцу (а не перед выпуском обратно на улицу – на Западе такой метод для собак не применяется).
Одним из негативных последствий внедрения программы стерилизации в России и Украине стало появление догхантеров. В связи с невозможностью законными методами убрать агрессивные стаи бродячих собак из городских кварталов по собственной инициативе активизировались эдакие самопризванные "избавители". После участившихся кошмарных случаев убийства собак догхантерами даже некоторые зоозащитники высказались за эвтаназию как более гуманный метод.
В то же время методы сокращения популяций бездомных животных в Казахстане точно так же далеки от эффективности – общее поголовье беспризорных четвероногих на улицах, несмотря на уничтожение, не уменьшается, плюс к этому – вся система пропитана ужасающей жестокостью. Одна из защитниц животных сообщила informburo.kz, что своими глазами видела, как собак убивают в газовой камере. К сожалению, ей не удалось зафиксировать это на видео, поскольку съёмка там попросту запрещена.
Любой здравомыслящий человек понимает, что так, как оно есть, быть не должно. При сравнении ситуации с тем же "вездесущим Западом" возникает диссонанс. Обидно и то, что вся эта фабрика смерти существует на немалые средства, ежегодно выделяемые из городского бюджета.
Если Казахстан действительно планирует и дальше позиционировать себя как цивилизованная страна, есть вещи, за которые можно и нужно бороться. Нужно понимать, что бездомные кошки и собаки не виноваты в том, что родились на улице, а каждый день борются за жизнь только лишь из-за безответственности самих людей, регулярно бросающих питомцев на произвол судьбы.
Какими же могут быть способы решения этой проблемы?
1. Реорганизация государственного приюта
После посещения места содержания отловленных животных людям не должны ещё неделю сниться кошмары от увиденного. К сожалению, то, что мы имеем сегодня вместо приюта, ничего, кроме нервного расстройства, не вызывает. Приют должен быть приютом в прямом значении этого слова, а не "концлагерем", где на животных больно смотреть. Для этого в развитых странах действительно работают программы, которые подчинённым Байбека стоило бы принять во внимание.
2. Не убивать, а помогать
В Алматы функционируют частные приюты, существующие только на пожертвования неравнодушных горожан. Государственный же Центр ветеринарии средства налогоплательщиков использует в морально неприемлемых целях. Необходимо в корне поменять саму функцию госучреждения, которое по глобальной задумке должно не убить как можно больше животных, а помочь им обрести заботу и дом с добрыми хозяевами. Акимат неплохо отработал каналы общения с населением через социальные сети. Почему бы не использовать их как инструмент для поиска новых возможностей для собак и кошек, волею судьбы попавших в отлов?
Также весьма популярны среди населения красиво преподнесённые благотворительные акции. За примером не нужно далеко ходить – алматинцы в начале июня проявили невероятный интерес к судьбе обделённых заботой четвероногих, за один день 62 из 100 котят и щенят из частных приютов обрели новый дом. Правда, для этого бренд Purina организовал в парке Горького настоящий праздник для взрослых и детей с концертной программой и подарками. С ресурсами акимата вполне можно регулярно проводить такие выездные сессии.
3. Закон о нормах содержания в приютах
Приют должен стать открытым для людей местом, куда потенциальных хозяев специально приглашают посмотреть на животных и выбрать приглянувшегося питомца. Нынешнее состояние алматинского Центра ветеринарии не подразумевает такой практики и скорее походит на ИВС для животных. Во-первых, человек, однажды посетивший это место, триста раз заречётся когда-либо сюда приходить – настолько тяжело там находиться, видя мучения животных.
Во-вторых, вход посетителей в помещение с животными происходит под строгим надзором сотрудника "изолятора", который внимательно следит, чтоб посетитель даже из лучших побуждений не сфотографировал ничего вокруг. Это происходит потому, что тут действительно есть что прятать от взгляда общественности: тесные грязные клетки, куда друг на друга скидывают собак, их пронзительный крик о помощи, несчастные глаза, полная антисанитария без намёка на еду, воду и тем более ветпомощь животным, нуждающимся в ней.
Чтобы исключить все эти ужасы, необходимо законодательно прописать нормы содержания в приютах, будь то государственное или частное заведение. За нарушения установить соответствующие штрафы. Так будут обеспечены минимальные требования – отдельные клетки подходящих размеров, где животное может шевелиться, миски с едой и водой, команда ветеринаров, которая осмотрит животное при поступлении в приют и сделает всё возможное, чтоб увеличить шансы животного на обретение дома, открытый доступ волонтёрам зоозащитных организаций, обеспечивающих контроль работы центра.
Необходима также чёткая электронная документация по каждому животному, поступающему в приют, которой при последнем визите туда обнаружить не удалось. В идеале намного бы облегчил задачу, в том числе и по поиску потерянных животных, специализированный сайт, где указывались бы дата отлова, физические характеристики животного и его фото. Так желающие усыновить собаку или кошку могли бы заранее посмотреть, кто на данный момент ждёт хозяина в стенах приюта.
[GALLERY_BLOCK_1]
4. Сотрудники, которым важен результат
Ничего никогда в сфере работы с животными не изменится, если в ней будут работать равнодушные люди, никоим образом не ставящие в приоритет судьбу животного. К сожалению, сегодня работники Центра ветеринарии полностью соответствуют самому Центру ветеринарии. В основном это неспособные адекватно контактировать с посетителями, вызывающие неприятные чувства мужчины, для которых жестокость и убийство – норма, а чувства животных не существуют в принципе. Ход вещей может поменять своё течение, если в управление организации войдут люди, которым действительно важны жизни меньших братьев.
Имеет смысл также пересмотреть систему вознаграждений. Стимулировать работу сотрудников не суммой за каждую пойманную голову, а реальными денежными премиями за животных тем работникам, под чьим кураторством собаки и кошки переехали в новые дома.
5. Сроки содержания
По закону отловленные животные находятся в Центре ветеринарии Алматы три полных дня, после чего невостребованных умерщвляют уколом (очень хочется надеяться, что уколом...). Много и часто говорилось, что эти три дня, особенно в случае со взрослыми и очевидно дикими собаками, никто не выжидает. Поток животных большой, нужны свободные места, поэтому тут уж как повезёт, если вообще можно говорить о везении.
Добиваться выполнения хотя бы этой нормы нужно, но её недостаточно. Что такое три дня в Центре ветеринарии сейчас? Это целая вечность мучений для животного. Но если будет проведена реорганизация системы, срок до усыпления необходимо увеличить. Щенки и котята до 6 месяцев, привитые и обработанные от паразитов, имеют сравнительно высокие шансы, что их заберут новые хозяева. Следовало бы обеспечить им здоровое существование в стенах приюта хотя бы на полгода.
Что касается взрослых особей, то их участь уже должны решать специалисты, оценив здоровье и уровень социальной адаптации на предмет возможности передачи в руки потенциальных хозяев. К сожалению, не все животные из-за продолжительной "собачьей жизни" на улице, подаренной им людьми, подойдут для этого. Но шанс должен быть у всех, и за три дня лишить животное его – не подходящий вариант для гуманной к животным страны.
Длительный срок содержания, как и все упомянутые изменения, упрётся в необходимость увеличения финансирования. Для этого необходимо привлекать пожертвования меценатов, как в крупных – от влиятельных бизнесменов, так и в небольших размерах – от обычных неравнодушных людей. С возможностями акимата поиск спонсоров для доброго дела – вопрос желания.
6. Методы отлова
"Самозатягивающиеся петли – на сегодня самый безопасный и эффективный метод отлова", – заявил всё тот же и.о. руководителя Управления сельского хозяйства Бауржан Абызбаев.
Зоозащитники же свидетельствуют, что некоторые животные погибают прямо во время или сразу после процесса отлова – применяются железные прутья, ломающие позвонки, и другие зверские методы.
Для сравнения: столичным отловщикам в прошлом году выдали пневматические винтовки с транквилизатором. Обездвиживающего препарата хватает на пару часов, потом животное снова приходит в себя. Когда животное чрезмерно возбуждено, чтоб избежать повреждений, применяют такой метод. Также существует эффективная практика совмещения лёгкой дозы транквилизатора и механических средств отлова.
Для этого нужно получить разрешение в соответствующих органах, поясняет Абызбаев, но почему-то никто за этим разрешением не обращается.
7. Конвенция №125
Принятие Казахстаном Европейской конвенции по защите домашних животных, где оговорены и права бездомных, сняло бы все вышеперечисленные вопросы само собой. Основные принципы содержания животных названы в статье 3: никто не имеет права причинять животному боль, страдания или ущерб, и никто не может бросить животное. По состоянию на 22 июня 2016 года документ ратифицирован 23 государствами мира, которые могут не стыдиться называть себя цивилизованными.
На видео – бесценная реакция пса из очереди на усыпление, за которым в приют пришли новые хозяева.
Loading...