Как повышение НДС повлияет на инфляцию
В Казахстане с 12 до 16% повысят налог на добавленную стоимость. Изменение намерены внедрить с 2025 года. Министр национальной экономики Алибек Куантыров считает, что рост НДС не приведёт к скачку инфляции.
О плюсах и минусах повышения налога на добавленную стоимость в интервью "31 каналу" рассказал экономический аналитик Максим Барышев.
– Максим, какие опасения сейчас у бизнеса по поводу повышения ставки НДС?
– Если ставка НДС поднимется, бизнес может уйти в серые схемы. Это опасно и для бизнеса, и для бюджета. Мы просчитали, что при повышении налога на добавленную стоимость инфляция может вырасти кратно больше, чем повышение налога. Например, если на 4% повысится налог, то инфляция может достичь плюсом до 10%.
Это будет увеличение цен на все продукты.
И больше всего пострадает, конечно же, конечный потребитель от этого повышения цен. Все предприниматели будут закладывать повышение налога в свои цены.
– Представители бизнеса сейчас участвуют в обсуждении нового Налогового кодекса?
– Да, представители бизнеса сейчас участвуют в обсуждении нового Налогового кодекса. Создана экспертная группа, уже более трёхсот встреч было проведено с участием и вице-министров национальной экономики, и вице-министров финансов. Есть позитивные моменты, по которым уже прислушиваются к предпринимателям. Например, по розничному налогу: решили расширить сферу применения розничных налогов в два раза, что, несомненно, играет положительную роль.
– Что повышение НДС даст государству? Какие аргументы приводит правительство в пользу этого решения?
– Правительство приводит аргументы, что повышение НДС даст совокупно 2,4 трлн тенге, которые сейчас правительство берёт из Национального фонда. Но давайте посмотрим на реальных цифрах. В настоящий момент НДС собирается в размере 5 трлн тенге. Повышение НДС на 30%, то есть с 12 до 16%, дополнительно в бюджет может принести максимум 1,5 трлн. Это не 2,4 трлн, о которых сообщают в правительстве. То есть здесь идёт такое манипулирование суммами, такими глобальными, большими суммами.
Мы, как предприниматели, конечно же, изучаем, как можно другими способами пополнить бюджет. И вот что мы видим: первая возможность – это "Самрук-Казына". Все крупные глобальные компании, которые сейчас платят дивиденды в "Самрук-Казыну", они должны платить непосредственно в бюджет. Так высвободится, по нашей оценке, 500-700 млрд тенге ежегодно.
Вторая мера, которую мы предлагаем, – сделать полный аудит всех расходов государственного бюджета. Я думаю, в расходах государственного бюджета действительно есть суммы, которые расходуются не по назначению.
Полагаю, используя эти две меры, мы сможем отстоять неповышение ставки НДС и оставить её на уровне 12%.
Если мы посмотрим на международный опыт, то в Канаде и в ОАЭ НДС составляет 5%, в Южной Корее – 10%. И я думаю, что Казахстану нужно ориентироваться именно на те развитые страны, где налоговая нагрузка не такая большая. То есть чтобы предприниматели платили все налоги и чтобы выгоднее было платить все налоги, чем скрываться от них.