Неслучайно во всем известной концепции состоявшейся человеческой жизни, подразумевающей обязательное исполнение трёх основных задач – "…построить дом, посадить дерево и воспитать сына" – именно сооружение жилья стоит на первом месте. Наши законы также выделяют правовой статус жилища в некую особо охраняемую категорию общечеловеческих прав. Так, в пункте 1 статьи 25 Конституции сказано, что "Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом", а за нарушение неприкосновенности жилища человека могут привлечь к уголовной ответственности (статья 149 Уголовного кодекса).

Между тем в наших судах постоянно рассматривается большое количество жилищных споров, поток которых никогда не иссякает. Причём каждое такое дело, завершающееся решением о выселении тех или иных граждан из занимаемого ими на том или ином основании жилья приводит к большим человеческим трагедиям, в которые чаще всего вовлекаются целые семьи.

В то же время согласно пункту 2 статьи 25 Конституции "В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильём. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жильё, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".

Государство принимает различные меры для решения жилищных проблем граждан Казахстана: постоянно разрабатывает и реализует специальные жилищные программы, выделяет остро нуждающимся жильё в аренду, предусматривая также для них определённые льготы, и даже предоставляет отдельным категориям населения жилища в собственность на безвозмездной основе. Однако пока такие программы не в состоянии охватить всех нуждающихся на сегодня в жилье казахстанцев и полностью обеспечить правом на жилище даже тех граждан, приоритет которых в этом смысле закреплён в Главном законе страны.

Так, государство наделяет многодетных матерей, награждённых подвеской "Алтын Алқа", правом на получение жилья в первую очередь (статья 36 закона "О государственных наградах Республики Казахстан"). Многодетные матери, награждённые подвеской "Алтын Алқа", – это настоящие героини, имеющие по семь и более детей, получающие свои награды лично из рук нашего Президента. Причём подвеска "Алтын Алқа" имеет статус ордена Республики Казахстан (статья 30 Закона "О государственных наградах Республики Казахстан").

И из всех категорий орденоносцев только многодетным матерям, награждённым подвеской "Алтын Алқа", закон предоставляет право получить жильё в первую очередь. Никто больше не имеет такого права, даже многодетные матери, награждённые подвеской "Күміс Алқа" и имеющие шестерых детей.

Я думаю это сделано неслучайно, ведь вырастить, воспитать, дать хорошее образование семерым и более детям – это подвиг, достойный восхищения. Именно такие женщины создают будущее нашей страны, поднимая демографический уровень, ведь Казахстан, как известно, располагает огромной территорией и нуждается в постоянном приросте населения для успешного её освоения, поэтому необходимо принимать всё меры для поддержки матерей-героинь.

Можем ли мы сказать в связи с этим, что первоочерёдное право многодетных матерей на получение жилья сегодня успешно и неукоснительно реализуется? К сожалению, нет.

Сегодня многодетные матери, награждённые подвеской "Алтын Алқа", стоят в очереди на жильё на общих основаниях в списке социально уязвимых слоёв населения по категории "многодетная семья" (многодетными семьями являются семьи, имеющие минимум четырёх детей).

Разберём ситуацию на одном конкретном примере.

Гражданка Макатова Самал Боронбаевна является матерью-героиней, награждённой лично Президентом 7 марта 2013 года государственной наградой для многодетных матёрей – подвеской "Алтын алқа".

Решением жилищной комиссии при акимате Астаны Самал Макатова была поставлена на учёт нуждающихся в жильё граждан 22 февраля 2013 года в списке социально уязвимых слоёв населения как "многодетная семья" под номером №13107.

С апреля 2013 года по настоящее время Самал Боронбаевна не может добиться соблюдения статьи 36 Закона "О государственных наградах Республики Казахстан". Она неоднократно обращалась в Управление жилья и акимат Астаны, органы прокуратуры, к депутатам Мажилиса и Сената.

Проблема в том, что и Управление жилья, и прокуратура признают в сфере распределения жилья лишь пункт 4 статьи 74 закона РК "О жилищных отношениях", который гласит: "Первоочерёдное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".

Статья 36 Закона РК "О государственных наградах" государственными органами полностью игнорируется, хотя в пункте 3 статьи 118 закона "О жилищных отношениях" сказано, что "Лица, удостоенные государственных наград Республики Казахстан, имеют право на получение жилья в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Республики Казахстан". Однако, эту норму уполномоченные органы также не берут во внимание, считая, что она применима только к лицам, вставшим на учёт до введения в действие Закона "О жилищных отношениях".

Недавно Самал Макатова обратилась с иском к Управлению жилья Астаны в Сарыаркинский районный суд Астаны, однако в иске ей было отказано. Причём решение суда пока ещё не получено.

Возникает вопрос: "Зачем нужна статья 36 Закона "О государственных наградах", если она фактически не реализуется? Это прямо какой-то замкнутый круг. Тем не менее я считаю, что выход из него всё же есть.

Я предлагаю нашему Парламенту внести изменения в пункт 4 статьи 74 Закона РК "О жилищных отношениях", изложив его в следующей редакции: "Первоочерёдное право на получение жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, многодетные матери, награждённые подвеской "Алтын Алқа", а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".

Лично я не вижу препятствий для реализации декларированного, но нереализуемого до нынешних пор жилищного права матерей-героинь. Во-первых, многодетных матерей, имеющих 7 и более детей, в нашей стране не так много; во-вторых, соответствующая норма Закона "О государственных наградах в Республики Казахстан" существует уже много лёт; в третьих, многодетные матери не требуют немедленного удовлетворения своих жилищных нужд и не отказываются стоять в очередях на получение жилья, добиваясь лишь формирования таких очередей в соответствии с нормами, предусмотренными в Конституции. И наконец, для приведения списков очерёдности в надлежащее состояние не потребует выделения дополнительных средств из бюджета.

В связи с этим призываю Парламент внести соответствующую поправку в Закон РК "О жилищных отношениях".