Правительству предстоит провести модернизацию, не опустошая Нацфонд
При анализе послания важно учитывать контекст текущей общественно-политической ситуации. Мне кажется, что это Послание отражает переходные процессы в общественно-политическом устройстве нашей страны, и анализ его необходимо делать с учётом этого фактора.
С Посланием Президент выступил через неделю после своего официального обращения по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти. Одним из ключевых моментов этого процесса является делегирование значительной части полномочий по регулированию социально-экономических процессов Правительству: признано целесообразным передать Правительству утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности. "Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра… Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны". Все эти изменения предполагается закрепить законодательно до конца текущей сессии Парламента, то есть до 1 июня.
Таким образом, в формулировании Послания на 2017 год сложилась как бы некоторая противоречивость. Традиционный формат Послания базируется (базировался) на сильной президентской вертикали и содержит значительное количество прямых указаний, формулирует социально-экономические программы, прямо формирует программу действий Правительства на следующий год. В то же время, уже через полгода Правительство должно будет само формулировать свои социально-экономические программы и действия в области социально-экономической политики и нести за них ответственность перед Парламентом вплоть до сложения своих полномочий именно перед Парламентом.
Изменение роли Президента в общественно-политическом устройстве страны должно бы изменить и формат Послания, но ведь де-юре эта самая роль пока ещё не изменилась.
Мне кажется, это во многом объясняет некоторую противоречивость Послания. Документ сформулирован в качестве посыла, открывающего стратегически новую страницу в развитии страны: "Третья волна модернизации". Стратегическая новизна и принципиальная важность подчёркивается историческим экскурсом. Первая модернизация – переход к рыночной экономике и создание независимости (1991-1998 годы), вторая модернизация – принятие Стратегии-2030 (1998 -2017 годы). В этом смысле Послание соответствует сосредоточенности Президента на стратегических функциях и роли верховного арбитра. Однако далее, как заметили многие эксперты, никаких практически новых шагов не последовало: в основном идёт поддержка текущих, уже осуществляющихся действий Правительства.
К примеру программа "Цифровой Казахстан" уже была разработана к середине 2016 года и планировалась к реализации с 2017 года. Насколько я понимаю, в разработке этой программы принимали участие специалисты из негосударственного сектора, и она одобрена и экспертной средой. Остальные направления также не являются новыми: АПК, транспорт и логистика, повышение производительности труда, приватизация, повышение эффективности расходования бюджетных средств, направления социальной политики, создание условий для бизнеса, развитие МСБ, – всё это не ново.
В то же время в упомянутом контексте Послание совершенно логично: Президент не стал вмешиваться в оперативные вопросы социально-экономической политики, просто поддержав уже сформированные тренды и подтвердив уже озвученные обязательства в части повышения пенсий, социальных пособий, реформирования здравоохранения.
Вместе с тем, и это, мне кажется, является ключевым моментом Послания, Президент поручил Правительству разработать Стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны под названием "Национальная технологическая инициатива Казахстана". В него же, видимо, войдут экспортная и инвестиционная стратегии, меры по дерегулированию бизнеса. Этот стратегический план и содержащиеся в нём оперативные подходы, госпрограммы и идеи будут утверждаться уже осенью в новых условиях подотчётности Правительства Парламенту.
Вместе с тем, в Послании прозвучал ряд принципиальных и важных моментов, которые определят дальнейшие действия и программы. Остановлюсь на них подробнее.
Президент – председатель совета по управлению Национальным фондом – чётко заявил, что Правительство в своей политике не может бездумно рассчитывать на средства Нацфонда.
Это проходит красной нитью везде, где упоминаются финансовые вопросы. У "Байтерека" и "КазАгро" новая функция: привлечение частных инвестиций для реализации госпрограмм. Проблемы банков надо решать через докапитализацию со стороны акционеров, бюджетные расходы снижать, оптимизировать, перераспределять, трансферты из Нацфонда снижать, использовать процедуры ГЧП. В "Нурлы Жер" использовать уже выделенные средства по револьверному принципу. Никакого упоминания о дополнительных трансфертах, которые были традиционными в предыдущих посланиях. В силу того, что никакого изменения в системе управления Нацфондом не предвидится, эта позиция может считаться "непоколебимой реальностью".
Второй аспект заключается в расширении функций Национального банка через переход от формализованного подхода к риск-ориентированному, чтобы принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формальных нарушений с их стороны. Национальный банк никак не подпадает под даже будущую "юрисдикцию Правительства", так что это позиция, которая позволяет Нацбанку действовать проактивно, а значит, существенно изменяет политический вес регулятора в коммуникациях с акционерами, что также является крайне важным сигналом со стороны Президента. Думаю, что волна негативных публикаций в СМИ в отношении председателя НБ является, в том числе, отголоском дискуссии вокруг этого пункта.
Понимание контекста, в котором вышло Послание, позволяет заключить, что принципиальными сообщениями в нём являются:
1. Необходимость принципиального нового подхода в социально-экономической политике, причём степень новизны должна быть сопоставима с переходом от плановой экономики к рыночной ("первая волна") и от принципов выживания 90-х к принципам стратегического планирования 2000-2015 гг. ("вторая волна").
2. Новая политика не должна опираться на Национальный фонд.
Всё остальное является подтверждением текущих действий Правительства в связи с тем, что ему нужно время для формулирования нового плана, удовлетворяющего вышеприведённым условиям.
Ну и, наверное, поэтому Послание было представлено, если так можно выразиться, "заочно". Два ключевых сообщения очень коротки, а остальное знаковых изменений не содержит и не может содержать.