Правительство наконец решило заделать щели, а не топить ассигнациями
Для целей новой волны модернизации предполагается выделение 2,4 трлн тенге дополнительно, а всего бюджетные расходы выросли на 2,615 трлн тенге или на 31% от плана и показателя 2016 года. Финансирование дополнительных расходов будет осуществляться из увеличения налоговых поступлений на 554 млрд тенге, дополнительных целевых трансфертов из Национального фонда на 1,093 трлн тенге и рост дефицита бюджета на 970 млрд тенге. Размер гарантированного трансферта остался на уровне 2,88 трлн тенге.
Несколько слов об обновлённых параметрах.
Прогноз среднегодовой цены в 50 долларов за баррель (рост сразу с 35 до 50) хоть и ниже международного консенсус-прогноза в 55 долларов за баррель (51-57), но ненамного. Сегодня мир находится в высокой степени непредсказуемости от новой политики США, тлеющих проблем и выборов в ЕС, непонятного развития санкционных отношений с РФ, так что даже консенсус-прогноз может меняться очень быстро. В этой связи отсутствие запаса прочности в прогнозах может сыграть злую шутку – к примеру, в РФ бюджет свёрстан из прогноза цены в 40 долларов за баррель.
Кроме того, вызывает сомнение и 13-процентный рост налоговых поступлений от и так уже высокой прогнозной базы при пересмотре номинального ВВП на 3%. Мне кажется, что Правительство излишне оптимистично в предложенных корректировках.
Очень важная информация следует из целей наращивания бюджетных расходов: 2 трлн направляются на обеспечение макроэкономической стабильности. Проще говоря, деньги выделяются Фонду проблемных кредитов, который будет выкупать их у банков, расчищая их балансы. В результате такой операции банковская система серьёзно оздоровится, вместо бумажных активов в ней появятся живые деньги, которыми она сможет кредитовать экономику. Если убрать эти 2 трлн, то собственно расходы бюджета с точки зрения создания спроса вырастут на 500 млрд за счёт планируемого роста налоговых поступлений.
По-видимому, эти 2 трлн тенге, выделяемые на "обеспечение макроэкономической стабильности", и были целью и смыслом предложенной корректировки, в которой можно прочитать несколько принципиальных решений.
Во-первых, наконец принято политическое или волевое решение покончить с фантомными болями и проблемой плохих кредитов в банковской системе, тянущимися с 2008 года. Мне кажется, что это решение является действительно прорывным и даёт шанс на перезагрузку системы вместо полупарализованного её существования на протяжении последнего десятилетия. Можно много спорить об этичности спасения банков за счёт налогоплательщиков, справедливости и несправедливости, но вопрос назрел давно и требовал своего решения. В текущих условиях это решение является хоть и дорогим, но неизбежным – дискуссия может быть только вокруг выделяемой суммы и условий приобретения этих проблемных кредитов, но не о том, может и должно ли государство спасать банки или нет.
Во-вторых, было принято решение спасать банки бюджетными деньгами. Это исключает или, во всяком случае, значительно снижает возможность использования пенсионных средств для спасения банков. Ранее был соблазн и серьёзное давление на ЕНПФ и НБ РК для размещения пенсионных активов в банках надолго и очень дёшево.
В-третьих, торг между акционерами и регулятором, который контролирует Фонд проблемных кредитов, ещё впереди. Деньги на фонд выделены, но формы, цены и условия, на каких он будет покупать эти кредиты, будут оговариваться отдельно и поэтапно.
Посмотрим, каковы же дополнительные денежные расходы Национального фонда в долларах? Этот показатель важен потому, что одной из основных целей Национального фонда является стерилизация притока валюты, выполнение стабилизирующей и накопительной роли и он, соответственно, хранится в твёрдой валюте.
Предыдущий бюджет формировался из прогнозного курса 360 тенге за доллар, и трансферт предполагался в объёме 3321,7 млрд тенге (2880 – гарантированный и 441,7 – целевой) или 9,23 млрд долларов. После корректировок общий трансферт вырос до 4414,6 млрд тенге или по новому прогнозному курсу 330 – 13,38 млрд долларов. Для сравнения: трансферт в 2016 году составил 3448,2 млрд тенге, что по среднегодовому фактическому курсу равно 10 млрд тенге.
Видимо, настрой на сохранение Национального фонда и ограничение его использования сохранился: если исключить разовые расходы на капитализацию фонда плохих кредитов, то планируемое использование Национального фонда в 2017 году составит 7,32 млрд долларов, что соответствует историческому минимуму с 2007 года.
Мне кажется, что корректировки демонстрируют знаковое событие в подходах Правительства. Политикой последних 8 лет было заливание экономики деньгами Нацфонда через прямые бюджетные расходы и различные программы поддержки, при этом закрывались глаза на системные проблемы банковского сектора и экономики в виде сильного тенге. Образно говоря, тратили деньги на отопление, стараясь не замечать увеличивающиеся щели в окнах и дверях. Похоже, теперь решили наконец потратиться на ремонт и заделать эти щели, сокращая расходы на отопление. Вопрос только в том, чтобы не потерять жар в момент перехода к новой политике.
Если это действительно новая долгосрочная политика, то она не может не радовать.