Политика должна стать ближе к реальным интересам граждан
Аким г. Астаны объявил о пересмотре программы развития города до 2020 года. Основными приоритетами в новой программе стали повышение уровня благосостояния жителей за счёт улучшения качества жизни и роста доходов, вторым приоритетом – трансформация Астаны в глобальный "умный город".
Считаю это довольно знаковым событием, потому что впервые в официальном программном документе рост благосостояния и социального самочувствия граждан объявлен приоритетным направлением политики. В старой редакции программы развития города направлением номер 1 было развитие экономики, да и в целях на первом месте стояли сбалансированное социально-экономическое развитие, промышленное производство и прочие экономические цели. Такая же ситуация и с планом развития Алматы – сначала устойчивое социально-экономическое развитие, промышленность и т.д., и только в конце списка всякие социальные цели.
Надеюсь, что изменение приоритетов в развитии Астаны отражает тенденции в высших эшелонах власти по пересмотру взглядов на политику государства в целом.
Безусловный и признаваемый многими экспертами провал во внутренней политике, который стал причиной существенных перестановок, на самом деле, является признаком более глубоких проблем, связанных с экономической политикой.
В 2015-2016 году я много писал на экономические темы и доказывал необходимость пересмотра текущей экономической политики. С другой стороны, подчёркивал и важность последовательной информационной политики, проработанной идеологии. Сегодня, похоже, произошёл сдвиг во втором вопросе. Произошли изменения в Правительстве, в Администрации Президента, созданы новые министерства, даже создана комиссия по перераспределению полномочий между ветвями власти.
Тем не менее, не покидает ощущение, что все эти процессы идут не от чёткого и осмысленного движения, а под давлением внешних обстоятельств, в связи с опасностью общественного возмущения, которое уже один раз вылилось на площади в виде так называемых земельных митингов. Проблемы, сформировавшиеся во внутренней политике, более очевидные и громкие, они проявляются и в террористических атаках, и в митингах населения, и в виде недовольства в средствах массовой информации, в социальных сетях – в общем, необходимость изменений в этом направлении диктуется нарастающим недовольством.
Однако сегодня восстановить доверие и коммуникацию с обществом только идеологическими или информационными мерами невозможно.
Можно улучшить информирование населения, вовлечь его в процессы принятия решения через общественные советы, выстроить новые форматы коммуникаций, но критически важным останется вопрос выбора тем для обсуждения. Ведь общество волнует не экономический рост в целом, не среднестатистические социально-экономические показатели, рейтинги и иностранные инвестиции. Людей волнуют прикладные вопросы личного благосостояния, качество государственных услуг, качество жизни и личные доходы – эти вопрос станут и уже являются ключевыми в диалоге власти и общества, а значит власть должна иметь ответы и предложения по решению этих конкретных вопросов.
Провал во внутренней политике связан не только и не столько с действиями или бездействием государственных органов, ответственных за неё. Этот провал связан в том числе с неэффективной экономической политикой, и без перестройки последней решить вопросы внутренней политики невозможно. Доверие и взаимодействие общества и власти в Казахстане будут разбиваться о суровые экономические реалии, требующие выработки новых подходов, отличных от применявшихся на протяжении последних лет.
Я очень рад позитивным перестановкам и реорганизациям в информационно-идеологическом направлении, они крайне важны и своевременны, однако даже при самых эффективных действиях они могут только временно снять остроту проблемы.
Решение же проблемы лежит в скоординированном реформировании экономического, информационного и идеологического пространств.
И я считаю, что путём для такого скоординированного развития является движение в сторону социального, справедливого государства. Это означает перенос приоритетов с экономики, инвестиций, развития МСБ в целом, на благосостояние и качество жизни граждан – это иная политика.
Иная политика проявляется в том, что она становится ближе к интересам граждан. Это и развитие региональных политик (в частности, воссоздание министерства по делам регионов), и использование Нацфонда не для бизнеса и инфраструктуры (пересмотр "Нурлы жер" и программ развития), а для населения – рост роли государства в социальном обеспечении (отмена обязательного соцмедстрахования), снижение централизации в образовании и здравоохранении и т.д.