О росте цен и общественном сознании
Замечание председателя Нацбанка РК о том, что инфляцию в том числе (кроме этого были перечислены ряд других факторов, в том числе рост цен на импорт) формируют инфляционные ожидания населения, которое было перефразировано в то, что население само виновато в инфляции, вызвало бурный отклик в социальных сетях. Хотел бы остановитьcя на этом моменте – он является ярким примером влияния общественного сознания на реальную экономику.
Во-первых, связь инфляционных ожиданий населения и инфляции активно исследовалась еще в 60-70-х годах прошлого века. И тогда же тезис о том, что ожидания формируют инфляцию, стал эмпирически и теоретически доказанным фактом. Никакого новшества в словах председателя НБ нет – это азбучная истина экономики. Процитирую статью 1975 года, написанную исследователями Лондонской школы экономики:
"Гипотеза ожиданий" – цены растут, в том числе и потому, что люди ожидают их роста. Теоретические обсуждения этой гипотезы можно найти у Фридмана (1969), Фелпса (1969), Мортенсена (1970), Лукаса и Рапинга (1969). Эмипирические исследования включающие переменную инфляционных ожиданий показали, что она является важным фактором инфляции (см., например, Солоу (1969), Турновский и Вахтер (1972), Паркин (1970), Вандеркамп (1972), Андерсен и Карлсон (1972), Гордон (1972), Нордхаус (1972)".
Между прочим, перечисленные здесь Фридман, Фелпс, Солоу, Лукас являются лауреатами Нобелевских премий по экономике разных лет.
Центральный банк Канады до 2015 года опирался в своей политике на инфляционные ожидания бизнес-сообщества. Однако с 2015 года начал собирать данные по ожиданиям населения, потому что пришёл к выводу, что ожидания населения в большей степени формируют инфляцию. Зампредседателя Центробанка Канады в своём выступлении, посвящённом нововведению, заявил:
"Используя эконометрическую модель… мы обнаружили, что включение ожиданий населения… позволяет объяснить значительную часть инфляционной динамики в развитых экономиках…. Ожидания населения увеличивают предсказательную силу модели, хотя сама модель уже включает в себя ожидания профессиональных участников…
Важность инфляционных ожиданий стала ясной для центробанков в 1970-х и 1980-х... Даже в условиях высоких процентных ставок центробанки с трудом сдерживали инфляцию, потому что ожидания высокой инфляции становились самосбывающимся пророчеством", – тот же тезис и прозвучал в позиции НБ РК.
Нельзя недооценивать ожидания и поведение населения, определяемое общественным сознанием. Неверные установки могут приносить реальный, измеримый и объективный вред самому же обществу.
В 2015 году я оценил только прямые потери на рынке недвижимости от долларизации сознания в "50-100 млрд тенге только в Алматы – это около 300-600 млн долларов в одном городе. … Есть также и непрямые потери в результате отложенных сделок". То есть искажения сознания и ожиданий населения привели к реальной потере населением около 100-200 млрд тенге в одном городе.
Кто пользуется такси в Астане, знают, что там цены в 2-2,5 раза выше алматинских, хотя доходы населения ниже. Приведу цитату из своей книги, написанной в 2015 году:
"Во время одной из командировок после ужина мы поехали домой к другу и остановили такси. Предложенная цена была гораздо выше, чем аналогичная цена в Алматы, но было холодно, мы в командировке, стоимость такси включена в командировочные расходы. Мы решили ехать, но друг остановил. Логика была проста: "Когда мы только переехали в Астану, я доезжал до дома за 200 тенге, и не было проблем с такси. Сейчас я с трудом нахожу машину за 500 тенге, потому что теперь этого мало для поездки. Виноваты во всем вы, командированные ребята, которые не считают денег, тратят их много, а потом уезжают домой, оставляя местных жить с завышенными ценами".
Если читатель думает, что это некая гипотетическая ситуация, то пусть попробует проехать по Астане и Алматы на такси, и тогда будет очевидно, что ситуация вполне реальная, измеримая и ощущаемая в кровных тенге.
Инфляционные ожидания работают так же: водитель предварительно, на пробу, завышает цену, ожидая, что так будут делать все (жизнь дорожает, цены будут расти), клиент, ворча и негодуя, принимает завышенные цены, потому что он морально готов к их росту, он этого ждёт – в итоге возникает искусственная, неэкономическая по своей природе инфляция, обусловленная исключительно деформированным поведением, которое сформировано неверным восприятием.
Понятна обоснованность опасений населения, есть история недоверия к тенге, есть ситуация недоверия к заявлениям и действиям власти в целом.
Понятно, что предстоит огромная работа со стороны Нацбанка и Правительства по восстановлению доверия, повышению прозрачности, стабильности монетарной, экономической и социальной политики. Вообще управление и формирование инфляционных ожиданий и является одной из главных целей и задач центробанков, проводящих политику инфляционного таргетирования именно потому, что ожидания являются главным базовым драйвером инфляции. Остальное – это внешние шоки, которые поглощаются при нормальных (рациональных) ожиданиях.
Но, с другой стороны, определённые усилия и со стороны каждого экономического агента (человека) по изменению искажённых стереотипов являются важными для него самого и общества в целом. В том, что рынок недвижимости в Алматы в 2014 году встал, и потери составили около полутриллиона тенге, виновато только искажённое сознание, в ситуации с завышенными ценами на такси в Астане ни Правительство, ни НБ тоже ни при чём.
Национальный Банк можно много за что ругать и критиковать, но троллить за тезис "инфляционные ожидания населения вносят вклад в инфляцию" с точки зрения экономической науки означает смеяться над фразой, что "земля круглая" лишь потому, что всем ведь "видно и понятно", что она плоская.