Уроки самосожжения в Таразе: каковы причины протеста ценой собственной жизни?
Самосожжение 20-летнего Ерлана Бектыбаева вызвало бурю эмоций у казахстанцев. Но ещё большее негодование вызывает циничная съёмка этой трагедии на видео.
Самосожжение – случай нередкий среди отчаявшихся людей. Казалось бы, в последнее время даже общественность, не говоря о чиновниках, стала менее чувствительной к проявлениям публичного суицида, будь то рабочий, строитель, студентка, военнослужащий или ипотечник. Даже в полицейской среде за этот неполный год в той же Жамбылской области добровольно ушли из жизни четверо сотрудников.
Кто же такой Ерлан Бектыбаев, чья смерть так всколыхнула многих? О нём мало что известно, кроме того, что он успел стать осуждённым за кражу и избиение. Он мог бы отсидеть назначенные ему судом четыре года, и выйти на свободу, как другие правонарушители, особо не отчаявшиеся из-за таких эпизодов своей жизни. Но что-то ведь заставило его протестовать, причём ценой своей жизни. Именно протестовать, выбрав для этого место, на котором можно будет апеллировать к власти, стоящей над обидчиками-полицейскими.
Здесь, видимо, главной предпосылкой к такому поступку было восстановление справедливости. Он знал и не оспаривал, что осуждён за совершённые преступления. Сознание молодого обывателя не могло смириться только с вопиющим бесчестьем, беспределом полицейских, подбрасывающим ему наркотики, что сулило молодому парню новую судимость. Загнанный в угол безрезультатными попытками доказать свою невиновность, он, как и свойственно молодым, решается на максималистский поступок. На такой способ лишения себя жизни часто идут те, кто не знает других форм гражданского протеста, не находят справедливости у тех, кто обязан ее вершить.
Можно лишить человека денежных накоплений – переживёт, посадить человека за коррупцию – семья поплачет, но смирится. Поступить несправедливо нельзя, это посягательство на честь, на достоинство человека.
Произошедшее в Таразе очень сильно задело общественность. Неудивительно, что большинство Бектыбаева поддерживают и жалеют. Ведь многих людей вдруг осенило, что и с ними может произойти подобное. Сейчас в обществе потихоньку назревает протест, но пока мирный, в отличие от того, что совершил погибший.
Я считаю, нужно поблагодарить всех тех наших "доблестных" полицейских, чиновников, равнодушных и безжалостных к простому приземлённому человеку за то, что они, унижая его своим бессердечием и несправедливостью, сделали для формирования гражданского общества больше, чем все активисты вместе взятые. Сделали – по некомпетентности, духовной ущербности, создав социальные ситуации, из которых нет иного выхода, как только в активную гражданскую жизнь.