Школьные научные олимпиады – борьба умов, где сила человека не в мышцах, а в коэффициенте IQ. В этом году школьники, которые будут представлять Казахстан на Международной естественно-научной олимпиаде, свою подготовку пройдут в Москве, где тренироваться будут вместе с российской сборной на базе Московского физико-технического института (МФТИ). Тренер команды, доцент кафедры общей физики МФТИ Валерий Слободянин, воспитавший уже много поколений российских олимпийцев, рассказал informburo.kz о том, как проходит олимпиада, почему нельзя даже самым талантливым ребятам без подготовки просто приехать и выиграть её и что может дать российский вуз казахстанской сборной.

– Почему казахстанскую сборную готовят именно в Москве? Эта практика применяется впервые или на регулярной основе?

– В этом году будет второй раз. У нас очень тёплые дружеские отношения с Онласыном Имамбековым, бывшим тренером казахстанской сборной. Он первоклассный физик и, кстати, недавно защитил докторскую диссертацию у нас в Дубне. В какой-то момент научно-практический центр "Дарын" обратился к нам с предложением подготовить сборные вместе. У нас есть программа подготовки, и ребята из Казахстана приедут в МФТИ и будут проходить тренировку вместе с нашими ребятами.

– Что это за олимпиада, как она проходит и какие знания нужны школьникам?

– Это естественно-научная олимпиада, и она затрагивает сразу три предмета: физику, химию и биологию. Вообще, именно эта олимпиада появилась неспроста, в современной науке очень востребованы люди на стыке областей. Почему-то есть представление, что физика и химия – это что-то непересекающееся, но это уже давно не так. Например, лекарства уже давно не производят простым смешиванием разных компонентов. Биофизики, молекулярные биологи находят молекулу-цель, по которой нужно бить, затем проводится компьютерный дизайн всевозможных соединений, а химики пытаются синтезировать эти предсказанные вещества. Олимпиада проходит в три этапа – тестовый, теоретический и самый сложный – экспериментальный.

– Можете привести пример экспериментальной задачи?

– Например, как-то была задача по генетике. Участники должны были выделить генетический материал из вытяжки пшеницы и определить её молекулярный вес. Для этого нужно было провести электрофорез – это такой метод в биохимии и молекулярной биологии. Смысл его в том, что молекулы разного веса двигаются с разной скоростью в электрическом поле. Таким образом, посмотрев докуда "добежала" молекула, можно определить её вес. Это очень сложная задача – нужно было правильно подготовить сырьё, успешно провести электрофорез.

– Но таких лабораторных работ нет в школьной программе. Вы этому учите на сборах? Какие возможности для этого есть в вашем вузе?

– Да, так как в школьной программе почти нет экспериментальных заданий, на подготовке мы уделяем этому туру много внимания. Сборы проводятся Лабораторией по работе с одарёнными детьми МФТИ, у нас есть программа подготовки, но ребятам всё равно нужны теоретические знания из школы. Мы берём уже существующие задачи, которые методически правильны, или сочиняем оригинальные. На сборах дети знакомятся друг с другом, а это очень важно для экспериментальной части. Если на теоретическом этапе участники получают индивидуальный зачёт, то в экспериментальном сборная делится на две команды, и ребята должны работать сообща. Ну и, конечно, сборы помогают ребятам подготовиться психологически, чтобы ребёнок смог настроиться, не нервничать. Ведь иногда возникают нестандартные ситуации, которые невозможно предсказать.


Сборная России по физике / Фото пресс-службы МФТИ

– Какие могут быть нестандартные ситуации?

– Например, в Азербайджане была задача по химии – сделать титрование. Это такой метод, с помощью которого определяют концентрацию раствора. Наш тренер, Снегирёва Елена Михайловна, доцент кафедры химии, научила ребят этому методу. Но на самой олимпиаде оказалось, что бюретки (трубочки с носиком и краником) подтекали, а для определения количества вещества очень важна точность. Наши ребята это заметили сразу, и один человек из команды держал плотно штифт, чтобы раствор не подтекал. Ребята из других стран не обратили внимания, поэтому их результат получился с большой погрешностью. А ещё как-то раз была физическая задача – нужно было определить теплоту сгорания топлива, керосина или спирта. Российской команде попалось место под кондиционером, который очень сильно охлаждал. Другие команды давно закончили, а у наших очень долго не могла даже закипеть вода. Смотрящий мне рассказал, что ребята встали, заслонили своими куртками горелки от кондиционера, так и проводили эксперимент.

– Какие шансы есть у казахстанских ребят?

– Вообще лидирующие команды - Россия и Тайвань, также сильные команды у Индонезии, Кореи и Румынии. В Тайване легче тренировать ребят в географическом плане – население почти такое же, а страна маленькая, их легче собрать. Казахстан завоёвывает меньше медалей, но это, наверное, потому что у них больше разброс по уровню. Но ребята очень хорошие, у них и золото бывает, и серебро, и бронза.


Валерий Слободянин с участниками олимпиады / Фото пресс-службы МФТИ

Они приедут в МФТИ 22 октября на 10 дней, мы будем тренировать их по той же программе, что и наших ребят. 4 года назад Казахстан прислал нам большую группу детей, 12-15 человек, мы с ними работали, написали свои рекомендации, руководители сборной сами отобрали шестерых человек в команду. В этом году они уже провели первый этап подготовки, к нам приедут уже отобранные дети.

– Как вы отнесётесь к тому, если после подготовки Казахстан выиграет больше медалей, чем Россия?

– Прекрасно, буду очень рад! Мы на это дело смотрим нормально, у нас хорошие товарищеские отношения. Когда была олимпиада по физике в Казахстане, нас там тепло приняли, организовали дружеский ужин. Жюри судит беспристрастно, но это не мешает поддерживать хорошие человеческие отношения.

– Какая судьба ждёт успешного учёного-физика в 21-м веке? Где он может себя реализовать?

– В основном ученые-физики – это научные сотрудники. В России они работают в Академии наук, а многие успешные учёные разъезжаются по миру, становятся сотрудниками ведущих зарубежных научных институтов, таких как Калтех, с очень хорошими зарплатами.

– Какие физики, по вашему мнению, смогли изменить ход мировой истории?

– Сложный и субъективный вопрос. Наверное, Басов, Прохоров, Таунсон. Благодаря им появились лазеры, им нашли применение в самых различных областях – от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Я бы ещё отметил Максвелла. С появлением электричества вся жизнь человека полностью изменилась.