Школьные научные олимпиады – борьба умов, где сила человека не в мышцах, а в коэффициенте IQ. В этом году школьники, которые будут представлять Казахстан на Международной естественно-научной олимпиаде, свою подготовку пройдут в Москве, где тренироваться будут вместе с российской сборной на базе Московского физико-технического института (МФТИ). Тренер команды, доцент кафедры общей физики МФТИ Валерий Слободянин, воспитавший уже много поколений российских олимпийцев, рассказал informburo.kz о том, как проходит олимпиада, почему нельзя даже самым талантливым ребятам без подготовки просто приехать и выиграть её и что может дать российский вуз казахстанской сборной.

– Почему казахстанскую сборную готовят именно в Москве? Эта практика применяется впервые или на регулярной основе?

– В этом году будет второй раз. У нас очень тёплые дружеские отношения с Онласыном Имамбековым, бывшим тренером казахстанской сборной. Он первоклассный физик и, кстати, недавно защитил докторскую диссертацию у нас в Дубне. В какой-то момент научно-практический центр "Дарын" обратился к нам с предложением подготовить сборные вместе. У нас есть программа подготовки, и ребята из Казахстана приедут в МФТИ и будут проходить тренировку вместе с нашими ребятами.

– Что это за олимпиада, как она проходит и какие знания нужны школьникам?

– Это естественно-научная олимпиада, и она затрагивает сразу три предмета: физику, химию и биологию. Вообще, именно эта олимпиада появилась неспроста, в современной науке очень востребованы люди на стыке областей. Почему-то есть представление, что физика и химия – это что-то непересекающееся, но это уже давно не так. Например, лекарства уже давно не производят простым смешиванием разных компонентов. Биофизики, молекулярные биологи находят молекулу-цель, по которой нужно бить, затем проводится компьютерный дизайн всевозможных соединений, а химики пытаются синтезировать эти предсказанные вещества. Олимпиада проходит в три этапа – тестовый, теоретический и самый сложный – экспериментальный.

– Можете привести пример экспериментальной задачи?

– Например, как-то была задача по генетике. Участники должны были выделить генетический материал из вытяжки пшеницы и определить её молекулярный вес. Для этого нужно было провести электрофорез – это такой метод в биохимии и молекулярной биологии. Смысл его в том, что молекулы разного веса двигаются с разной скоростью в электрическом поле. Таким образом, посмотрев докуда "добежала" молекула, можно определить её вес. Это очень сложная задача – нужно было правильно подготовить сырьё, успешно провести электрофорез.

– Но таких лабораторных работ нет в школьной программе. Вы этому учите на сборах? Какие возможности для этого есть в вашем вузе?

– Да, так как в школьной программе почти нет экспериментальных заданий, на подготовке мы уделяем этому туру много внимания. Сборы проводятся Лабораторией по работе с одарёнными детьми МФТИ, у нас есть программа подготовки, но ребятам всё равно нужны теоретические знания из школы. Мы берём уже существующие задачи, которые методически правильны, или сочиняем оригинальные. На сборах дети знакомятся друг с другом, а это очень важно для экспериментальной части. Если на теоретическом этапе участники получают индивидуальный зачёт, то в экспериментальном сборная делится на две команды, и ребята должны работать сообща. Ну и, конечно, сборы помогают ребятам подготовиться психологически, чтобы ребёнок смог настроиться, не нервничать. Ведь иногда возникают нестандартные ситуации, которые невозможно предсказать.


Сборная России по физике

Сборная России по физике / Фото пресс-службы МФТИ

– Какие могут быть нестандартные ситуации?

– Например, в Азербайджане была задача по химии – сделать титрование. Это такой метод, с помощью которого определяют концентрацию раствора. Наш тренер, Снегирёва Елена Михайловна, доцент кафедры химии, научила ребят этому методу. Но на самой олимпиаде оказалось, что бюретки (трубочки с носиком и краником) подтекали, а для определения количества вещества очень важна точность. Наши ребята это заметили сразу, и один человек из команды держал плотно штифт, чтобы раствор не подтекал. Ребята из других стран не обратили внимания, поэтому их результат получился с большой погрешностью. А ещё как-то раз была физическая задача – нужно было определить теплоту сгорания топлива, керосина или спирта. Российской команде попалось место под кондиционером, который очень сильно охлаждал. Другие команды давно закончили, а у наших очень долго не могла даже закипеть вода. Смотрящий мне рассказал, что ребята встали, заслонили своими куртками горелки от кондиционера, так и проводили эксперимент.

– Какие шансы есть у казахстанских ребят?

– Вообще лидирующие команды - Россия и Тайвань, также сильные команды у Индонезии, Кореи и Румынии. В Тайване легче тренировать ребят в географическом плане – население почти такое же, а страна маленькая, их легче собрать. Казахстан завоёвывает меньше медалей, но это, наверное, потому что у них больше разброс по уровню. Но ребята очень хорошие, у них и золото бывает, и серебро, и бронза.


Валерий Слободянин с участниками олимпиады

Валерий Слободянин с участниками олимпиады / Фото пресс-службы МФТИ

Они приедут в МФТИ 22 октября на 10 дней, мы будем тренировать их по той же программе, что и наших ребят. 4 года назад Казахстан прислал нам большую группу детей, 12-15 человек, мы с ними работали, написали свои рекомендации, руководители сборной сами отобрали шестерых человек в команду. В этом году они уже провели первый этап подготовки, к нам приедут уже отобранные дети.

– Как вы отнесётесь к тому, если после подготовки Казахстан выиграет больше медалей, чем Россия?

– Прекрасно, буду очень рад! Мы на это дело смотрим нормально, у нас хорошие товарищеские отношения. Когда была олимпиада по физике в Казахстане, нас там тепло приняли, организовали дружеский ужин. Жюри судит беспристрастно, но это не мешает поддерживать хорошие человеческие отношения.

– Какая судьба ждёт успешного учёного-физика в 21-м веке? Где он может себя реализовать?

– В основном ученые-физики – это научные сотрудники. В России они работают в Академии наук, а многие успешные учёные разъезжаются по миру, становятся сотрудниками ведущих зарубежных научных институтов, таких как Калтех, с очень хорошими зарплатами.

– Какие физики, по вашему мнению, смогли изменить ход мировой истории?

– Сложный и субъективный вопрос. Наверное, Басов, Прохоров, Таунсон. Благодаря им появились лазеры, им нашли применение в самых различных областях – от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Я бы ещё отметил Максвелла. С появлением электричества вся жизнь человека полностью изменилась.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter