Посол США об отношениях с Казахстаном: "Надеюсь, что всё будет стабильно – я всё ещё получаю зарплату"
Сегодня, 28 июня, в рамках пресс-конференции американский посол Уильям Мозер ответил на вопросы, касающиеся двусторонних отношений США и Казахстана.
Открытое небо
– Сейчас в парламенте Казахстана рассматривается вопрос ратификации соглашения между Казахстаном и США, подразумевающий доступ к "открытому небу". Насколько власти США заинтересованы в этом, насколько авиарынок Казахстана интересен американским компаниям?
– Мы с нетерпением ожидаем одобрения от мажилиса Казахстана. Но чтобы договор вступил в силу, нужно решить ряд вопросов, связанных с безопасностью авиации, авиационного режима, работы американских авиалиний в Казахстане в будущем. Нам важно укрепить коммерческие и человеческие связи между странами.
– Сейчас вы ждёте ответа от мажилиса Казахстана, то есть со стороны США уже всё готово?
– Да. Я подписал договор. Этого достаточно со стороны США. Конечно, будут бюрократические моменты и потребуется провести переговоры с различными американскими агентствами, чтобы запустить процесс.
Читайте также:
– Могут ли прямые авиарейсы между США и Казахстаном стать первым шагом для того, чтобы казахстанцы могли посещать Америку без виз или чтобы процесс получения виз был упрощён?
– Про безвизовый режим вопрос очень хороший. Но ещё слишком рано обсуждать его. Мы ещё находимся под влиянием пандемии, после её окончания можно обсудить этот вопрос. Казахстан должен будет пройти определённые процедуры. Это очень технический вопрос, и я не могу обещать, что это будет очень быстро. Нужно подумать. Сейчас каждый казахстанец может получить визу в США сроком на 10 лет – это уже значительное достижение. У меня друг, у которого есть такая виза, он удивлён, поскольку десять лет – это очень долгое время.
Антироссийские санкции
– США устанавливает санкции в отношении России, знаете ли вы, что они косвенно влияют на Казахстан?
– Мы используем санкции против России только для того, чтобы изменить поведение России. Мы не хотим, чтобы они влияли на Казахстан. Мы проводим различные работы совместно с Казахстаном, для того чтобы смягчить эффект. Мы, безусловно, хотим хороших отношений с Казахстаном.
– Расскажите подробнее о мерах смягчения санкций?
– Иногда весь процесс понять крайне сложно. Наши чиновники из США могут показать Казахстану возможные пути, чтобы санкции не так сильно влияли на страну.
Безопасность и миротворческая деятельность
– Какие ещё проекты и программы могут быть подписаны или осуществлены в Казахстане?
– У нас много таких программ. Я с нетерпением жду того момента, когда мы сможем отправить казахстанцев в Америку, потому что когда казахстанцы посещают США, это играет важную роль в понимании Америки и американцев. Мы хотим уменьшить количество факторов, создающих препятствия для посещения Америки не только для казахстанцев. Мы работаем вместе по вопросам безопасности и оказываем Казахстану помощь в этом вопросе. Скоро недалеко от Алматы будет построен центр обучения международных миротворцев. Но это только ряд примеров, на самом деле их значительно больше.
– Прокомментируйте недавние события на таджикско-афганской границе. Будет ли пересмотрена стратегия по безопасности в регионе?
– Вопрос сложный. Мы, безусловно, хотим примирения сторон в Афганистане. Там нестабильная ситуация. Это проблема для тех стран, которые граничат с ними. Наша цель – гарантировать безопасность в стране, проходит множество переговоров во всех странах региона. США готовы оказать помощь. У нас много переговоров со странами в регионе. Нам важно, чтобы страны могли сами защищать себя.
– Рассматривается ли вопрос строительства военных баз США в Казахстане?
– Пока нет переговоров об оснащении военных баз в Казахстане. Мы хотим укрепить безопасность Казахстана, но не через создание американских баз.
– В Алматы уже более 100 дней протестуют родственники казахов, оказавшихся в тюрьмах и лагерях Синцзяня. В последнее время участников митингов начали задерживать. Какова позиция США? Возможны ли какие-то санкции в отношении Казахстана в связи с этим?
– Без сомнения, мы поддерживаем право на мирные собрания. И мы уже озвучили свою точку зрения Казахстану.
Вакцинация
– Как вы можете прокомментировать ухудшение ситуации с коронавирусной инфекцией в Казахстане? Какова ваша позиция по вопросам вакцинации?
– Моя личная рекомендация для всех казахстанцев: если у вас есть возможность вакцинироваться, нужно ею воспользоваться, потому что я знаю, что только через вакцинацию мы сможем преодолеть влияние вируса на нашу жизнь. Я очень рад, что я сам и сотрудники посольства вакцинированы. Это радость для меня. Я сплю лучше, потому что я не волнуюсь об их здоровье, и поэтому рекомендую всем пройти вакцинацию.
– Следите ли вы за казахстанской вакциной QazVac? У вас есть какое-то мнение о её качестве?
– США поддерживает развитие казахстанских вакцин. Мы гордимся тем, что эти вакцины были разработаны в лаборатории Казахстана, которую мы давно поддерживаем и обеспечиваем оборудованием на протяжении 20 лет. У нас уже 26 лет тесное взаимодействие и сотрудничество в вопросах здоровья и здравоохранения. И сейчас, когда миру требуются вакцины, сотрудничество крайне актуально.
– Американское правительство планирует закупить 500 млн доз вакцины, чтобы передать их нуждающимся странам. Входит ли Казахстан в этот список?
– Пока нет.
– Большинство казахстанцев прививается препаратом "Спутник V". Будет ли эта вакцина признана в мире? Можете ли вы посодействовать, чтобы в США признавали казахстанский паспорт вакцинации?
– Каждый день у меня есть надежда, что ВОЗ одобрит "Спутник V". Есть много казахстанцев, которые привились именно этим препаратом. Для меня это важно. Но это вопрос к ВОЗ, а не к США. Я каждый день мониторю ситуацию и не хочу, чтобы мои знакомые не могли путешествовать.
Развитие Алматы и сотрудничество США и Казахстана
– В 90-е годы вы уже работали в Алматы с дипломатической миссией. Вы вернулись спустя 30 лет, что можете сказать о городе?
– Для меня каждый визит в Алматы – возвращение домой. Я в какой-то момент думал оставить дипломатическую службу, но работа в Казахстане и в Алматы убедила меня остаться дипломатом. Моя жена, приехав сейчас в Казахстан, была воодушевлена, увидев множество новых зданий, учреждений и магазинов. Это совсем не так, как было в девяностые годы. Поразительные улучшения в городе! В сравнении с тем, что было 26 лет назад – тогда здесь царило запустение.
– Что президент Байден думает о Казахстане? Как будут развиваться отношения?
– О! Я надеюсь, что всё будет стабильно – я всё ещё получаю зарплату. Я думаю, что последние 30 лет наши отношения отличаются стабильностью. Мы хотим, чтобы все страны Центральной Азии работали теснее, чтобы обеспечить экономические связи, безопасность и развитие.