Половина взрослых казахстанцев считают нормой физическое наказание детей: ЮНИСЕФ
Артур ван Дизен возглавляет представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане с 1 июня 2019 года. До этого назначения он занимал должность регионального советника ЮНИСЕФ по социальной политике на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2015-2019 годы), а также работал заместителем представителя ЮНИСЕФ в Таджикистане (2010-2015 годы).
До ЮНИСЕФ Артур ван Дизен работал в Министерстве международного развития Великобритании, в ПРООН и в ряде международных НПО. Он имеет более чем 25-летний опыт работы в области социальной политики, прикладных социальных исследований, мониторинга, оценки и управления программами. По образованию он социолог, имеет степень магистра Тилбургского университета в Нидерландах. Является гражданином Нидерландов. Женат, воспитывает трёх дочерей и сына.
– Господин ван Дизен, расскажите, пожалуйста, что именно следует понимать под насилием в отношении детей?
– Насилие в отношении детей может быть разным: физическим, эмоциональным, психологическим и сексуального характера. Важно понимать, что обзывать ребёнка обидными словами, угрожать ему, делать так, чтобы он чувствовал себя несчастным – это тоже вид насилия.
– Какими могут быть последствия для человека, если он в детстве подвергался какому-либо насилию?
– Каждый факт насилия в отношении детей имеет очень большие последствия, которые могут быть отсрочены, и оказать влияние на психическое здоровье и в целом на всю жизнь пострадавшего.
Самое первое последствие, которое мы часто наблюдаем, – ухудшение успеваемости в школе. То есть дети, подвергающиеся насилию, с меньшей вероятностью будут посещать школу или хорошо учиться, что ограничивает их жизненные шансы.
В долгосрочной перспективе детям также может быть трудно строить отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Такой ребёнок зачастую не способен формировать крепкую дружбу. Высока вероятность, что подвергавшийся насилию ребёнок, став взрослым, сам будет прибегать к насилию.
Насилие как норма поведения передаётся из поколения в поколение. То есть ребёнок учится этому у взрослых и в будущем так же поступает сам.
– Не могли бы вы привести статистику по видам насилия, зарегистрированным в нашей стране, в частности на сексуальной почве?
– Всего в 2021 году в Казахстане зарегистрировано 2088 преступлений в отношении детей, в том числе 913 преступлений на сексуальной почве (44%).
Это 224 изнасилования, 201 насильственное действие сексуального характера, 340 случаев полового сношения или иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, восемь случаев понуждения к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера и 140 случаев развращения малолетних.
То есть это большие цифры, которые свидетельствуют, что в среднем в стране 5-6 детей ежедневно подвергаются тому или иному виду насилия. Это только те случаи, о которых было сообщено в правоохранительные органы, в то время как некоторые факты могут оставаться неизвестными из-за скрытого характера насилия.
Более двух третей взрослого населения и должностных лиц органов по защите детей и системы правосудия (68%) считают, что сексуальное насилие над детьми является серьёзной проблемой в стране.
– Проводили ли вы исследования на тему детского насилия, и каковы их результаты?
– В 2015 году мы проводили исследование, которое показало, что физическое или эмоциональное насилие в отношении детей является распространённым явлением в Казахстане. 52,7% детей в возрасте до 15 лет подвергаются насильственной дисциплине дома. 66,2% детей подвергались насилию и дискриминации в школах. Дети в интернатных учреждениях также подвержены высокому риску жестокого обращения и издевательств.
Мы также регулярно проводим опросы взрослого населения касательно социальных норм и отношений. И как показали такие опросы, 46% взрослых в Казахстане считают, что физические наказания – это часть и приемлемая часть воспитания детей, полагая, что применение телесных наказаний необходимым для "дисциплинирования" ребёнка. То есть насилие в отношении детей часто социально терпимо.
– Что вы можете сказать о законодательстве Казахстана, предусматривающим наказание за сексуальное насилие в отношении детей?
– В законодательстве есть недоработки, которые мы выявили. Например, в Уголовном кодексе есть две статьи 120 – "Изнасилование" и 122 – "Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста", и по этим двум статьям предусмотрены разные виды наказания и сроки отбывания. По 120-й статье сроки намного больше, чем по 122-й статье, поэтому когда выявляются факты сексуального насилия, правосудие часто сталкивается с тем, как квалифицировать деяния подозреваемого.
Такая ситуация очень опасна тем, что когда, к примеру семилетний ребёнок сталкивается с насилием, то во время следствия его начинают в подробностях допрашивать и задают вопросы, типа "А ты сопротивлялся?". И это очень плохо для здоровья ребёнка, потому что он вынужден переживать повторно всё, что с ним случилось.
Часто человек, который совершил насилие, бывает из ближайшего круга ребёнка.
Это может быть родственник или дальний родственник, тот, кто знаком с родителями и вхож в семью. Соответственно, на жертву насилия оказывается давление и складывается ситуация, когда дело подводят под более "лёгкую" статью.
На наш взгляд, важно обеспечить, чтобы все половые контакты с ребёнком, не достигшим возраста согласия (16 лет), считались изнасилованием.
Это было бы важно для дальнейшего повышения уровня защиты детей от сексуального насилия и обеспечения качественного и безопасного доступа к правосудию для детей, ставших жертвами сексуальных преступлений, в соответствии с международными стандартами и рекомендациями.
– Какую помощь оказывает ЮНИСЕФ Казахстану для изменения ситуации?
– Представленные выше данные сами по себе дают нам информацию и основу для планирования наших программ и видов деятельности.
Мы с правительством Казахстана и Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте работаем над тем, чтобы предложить альтернативу родителям, информировать и показать им, что можно воспитывать ребёнка, не поднимая на него руку и не повышая голоса.
Также мы работаем в этом направлении с Министерством здравоохранения и Министерством образования по разработке стандартных операционных процедур для сотрудников так называемой первой линии – часто это специалисты школ и больниц, которые первыми выявляют случаи насилия. Это важные элементы системы защиты детей, и то, что Казахстан разработал такие пошаговые инструкции для специалистов, является положительным шагом.
Таким образом наши действия в этом направлении с точки зрения профилактики – это информирование родителей и взрослого населения, а также совершенствование механизмов выявления и реагирования. ·
– Насколько корректно, на ваш взгляд, казахстанские СМИ освещают факты насилия над детьми?
– Журналисты должны быть очень ответственными, когда рассказывают о таких случаях. К примеру, я был в шоке, когда читал в СМИ о недавнем случае с мальчиком, которого в школе насиловали одноклассники. А именно по тому, какое пристальное внимание оказали СМИ этому случаю, очень легко можно было определить, что это за школа и о каких учащихся идёт речь.
И в будущем в таких случаях следующий ребёнок, подвергшийся насилию, уже дважды подумает, сообщать или не сообщать, так как последствия публичного обнародования для жертвы могут быть ещё хуже, чем само насилие.
СМИ важно помнить об этических вопросах при освещении таких фактов, чтобы наилучшим способом соблюсти интересы ребёнка. Мы проводим обучение журналистов в этом направлении.
– Сейчас каждый ребёнок по много часов проводит в интернете, и это происходит в отсутствии родителей, которые не контролируют просматриваемый детьми контент. Какое влияние на детей оказывает Сеть?
– Действительно, современные дети всё больше и больше времени проводят в интернете, часто без присмотра взрослых. Во всём мире каждый третий пользователь интернета – это ребёнок. Буквально каждые полсекунды ребёнок впервые выходит в интернет.
Цифровой опыт потенциально может принести огромную пользу детям, позволяя им учиться, творить, развивать дружеские отношения и строить миры. Но он также увеличивает подверженность вредным материалам, ненадлежащему поведению и потенциально опасным онлайн- и офлайн-взаимодействиям. 78% подростков сталкиваются с серьёзными рисками в интернете, связанными с просмотром насильственного контента.
Более трети молодых людей в 30 странах сообщили, что стали жертвами кибербуллинга, при этом каждый пятый сказал, что пропускает школу из-за кибербуллинга и насилия.
Некоторые недавние исследования показывают, что онлайн-взаимодействие настолько распространено, что оно, вероятно, присутствует в той или иной форме почти во всех случаях сексуальной эксплуатации и жестокого обращения с детьми.
Только в 21 стране есть специальное законодательство, запрещающее онлайн-груминг (груминг – общение взрослого человека с несовершеннолетним в сети с целью совращения. – Ред.), и только девять из этих стран обязались сообщать, блокировать контент, удалять и вести учёт материалов о сексуальном насилии над детьми в своём законодательстве.
Необходимо повышать безопасность детей в интернете через национальную стратегию, правовые и политические реформы и привлечение частного сектора для обеспечения соответствующей возрасту онлайн-среды.
Читайте также: В школах РК появятся специальные QR-коды – дети смогут анонимно обратиться за помощью
В поддержку национальных усилий по превращению интернета в безопасное место для детей ЮНИСЕФ в Казахстане совместно с Международным союзом электросвязи инициировал анализ ландшафта безопасности детей в интернете. Мы выступаем и работаем с правительством Казахстана над принятием необходимых правил и разработкой программ для обучения детей цифровой грамотности и навыкам безопасности в сети. В рамках созданного Совета бизнес-партнёров ЮНИСЕФ совместно с Beeline, Microsoft, "Лабораторией Касперского" и Центром анализа и расследования кибератак создали рабочую группу для разработки совместных решений по укреплению цифровых навыков детей и развития онлайн-инфраструктуры для их защиты.
Этим летом ЮНИСЕФ запустит волонтёрскую программу, направленную на развитие потенциала детей и подростков и обучение их цифровой грамотности и кибербезопасности. Также планируется разработать учебный курс для учителей и родителей по безопасности детей в интернете.
Читайте также:
- Токаев подписал закон о защите прав детей и требованиях к соцсетям
- Генпрокурор об избиении больных детей в Актобе: Будут приняты самые строгие меры
- Детей с синдромом Дауна истязали сотрудники спецучреждения в Актобе